Владимир Данченко

Чакры и тантра



ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР

И ТАНТРИЧЕСКАЯ

КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА

Впервые на магнитных носителях

в авторской редакции (20.9.98)

ОГЛАВЛЕНИЕ


Автор настоятельно просит

всех хранителей библиотек заменить этим файлом имеющийся у них вариант 'Чакр'


Copyright © 1983-1998

Данное произведение распространяется в электронной форме

с ведома и согласия владельца авторских прав на некоммерческой основе

при условии сохранения целостности и неизменности образующих его файлов

включая сохранение настоящего уведомления.

Любое коммерческое использование текста 'Чакр'

без ведома и прямого согласия владельца авторских прав

НЕ ДОПУСКАЕТСЯCopyright © 1983-1998 Владимир Данченко (2:463/192.21)




ОГЛАВЛЕНИЕ

История вопроса вкратце

Что такое Чакры? — Постановка проблемы

Что такое Чакры? — Функциональный анализ

Что такое Чакры? — Структурный анализ

Неспецифическая активирующая система (НАС)

Организм и личность

Нейрофизиологические механизмы произвольно вызываемых визуализаций

Природа 'астральных образов'

'Астральные миры': мы в них или они в нас?

Тантрическая концепция тела

Теории биологического поля

Иерархия 'миров' как частотный спектр

'Покровы', 'тела' и 'планы'

'Астральные миры' и 'карта сознания'

Заключение


ПРИЛОЖЕНИЯ:

'Покровы', 'тела' и 'планы': cводная таблица

Прана как продукт взаимодействия между биологическими системами и средой

Кундалини и НАС

Некоторые вопросы материалистической интерпретации Кундалини-йоги

Анти-Ригин

О 'работе с центрами'

Литература

Об авторе и его книках

¦20: Полная библиография

Copyright © 1983-1998





1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА ВКРАТЦЕ

В ходе становления себя как сознательного существа человек изучал и учился использовать окружающие его силы. Причем параллельно с изучением внешнего мира, внешней среды, изначально велось также изучение внутреннего мира, внутренней среды, — в частности, изучение так называемой 'схемы тела', то есть собственного тела человека, данного ему во внутреннем восприятии и традиционно именуемого 'тонким телом' (в отличие от 'грубого', физического тела, доступного пяти обращенным вовне органам чувств).

Результаты глубоких интроспективных исследований 'схемы тела', изустно передававшиеся от учителя к ученику, были наиболее полно систематизированы в текстах средневекового индуистского тантризма.* Результаты эти сводились вкратце к следующему.


* ТАНТРЫ — общее название обширного ряда произведений религиозного, философского, йогического и магического содержания. Различают индуистские и буддистские Тантры. Слово 'тантра' буквально означает 'обеспечение расширения, размножения, продолжения рода'. Некоторые исследователи считают, что первоначально это слово было названием ритуальной практики земледельческой магии и выражало ее цель (увеличение урожая). Термин 'тантра' можно проинтерпретировать и как 'тайный (оберегаемый) текст' (тан+тра).


В схеме тела, в месте, соответствующем спинному мозгу, присутствует ряд 'центров' или Чакр* — средоточий сил, правящих как телом, так и миром. В нижнем из центров спит сотворившая мир Свернувшаяся-Кольцом-Сила, Кундалини-Шакти, которая в процессе проявления вселенной последовательно выделила из себя, явила эти средоточия сил. Говорится, что Кундалини творит и поддерживает как мир, так и тело, и что она освобождает йогинов и связывает невежд. Пробужденная посредством специальных йогических приемов, Кундалини восходит вверх от центра к центру, растворяя их в себе. Тем самым человек освобождается от цепей явленного мира и обретает свою подлинную природу.


* 'Чакра' дословно переводится как 'колесо'; иногда центры называют также 'Падмами' или 'лотосами'.


Однако возвестившие нам о системе 'центров' тантрические тексты отражают лишь конечный ИТОГ многовековых интроспективных исследований 'схемы тела', а именно, — конкретную методику 'освобождения от мира феноменов'. Поэтому проблема Чакр не рассматривается здесь самостоятельно и упоминается исключительно в контексте подъема Кундалини; многовековый же ПРОЦЕСС исследования Чакр, позволивший разработать данную методику, выносится за скобки как не имеющий