Рудольф Штайнер

Путь к самопознанию человека в восьми медитациях

сказать: в растении есть нечто, что таким

же образом приводит в обращение его соки, как моя душа

поднимает мою руку. Он обращает взор на нечто внутреннее в

растении. И за этим внутренним существом растения должен он

признать самостоятельность по отношению к тому, что видят в

растении его внешние чувства. Он должен также признать за ним,

что оно существовало до чувственного растения. Он достигает

того, что наблюдает, как растение растет, увядает, дает семена

и как из последних возникает новое растение. Сверхчувственный

силовой облик особенно могуществен, когда это наблюдение

ведется за ростком растения. Тогда чувственное существо в

известном отношении неприметно, сверхчувственное же, наоборот,

многосложно. Оно заключает в себе все то, что из мира

сверхчувственного работает над созиданием и ростом растения.

При сверхчувственном наблюдении всей земли познается некое

существо-сила, о котором можно с совершенной уверенностью

знать, что оно существовало раньше, чем возникло все то, что на

земле и в земле может быть воспринято чувственно. Этим путем

приходишь к тому, что перед тобой оживают сверхчувственные

силы, которые в прошлые времена земли работали над ней. То, что

переживаешь таким образом, можно назвать эфирными или

стихийными основными существами или телами растения и земли,

подобно тому как тело, которым ты воспринимаешь вне тела

физического, ты называешь своим стихийным или эфирным телом.

Уже при самом начале способности сверхчувственного

наблюдения станет возможным приписывать известным вещам и

событиям мира внешних чувств, кроме их чувственных качеств, еще

и такие основные существа. Будешь говорить об эфирном теле

растения или земли. Но стихийные существа, наблюдаемые таким

образом, бывают отнюдь не единственными, являющимися

сверхчувственному переживанию. О стихийном теле растения

скажешь, что оно слагает в облик вещества и силы мира внешних

чувств и таким путем изживается в чувственном теле. Но можно

еще наблюдать существа, которые ведут стихийное существование,

не изживаясь в теле внешних чувств. Таким образом

сверхчувственному наблюдению представляются и чисто стихийные

существа. Переживается не только нечто как бы в дополнение к

миру внешних чувств; переживается мир, в котором чувственный

мир представляется как бы кусками льда, плавающими в воде. Кто

был бы в состоянии видеть один только лед, а не воду, тот мог

бы приписать действительность только льду, а не воде. Кто хочет

держаться только того, что открывают ему внешние чувства, тот

отрицает сверхчувственный мир, в котором мир внешних чувств

составляет лишь часть, как находящиеся в воде куски льда --

только часть всей массы воды.

Найдут, что люди, способные делать сверхчувственные

наблюдения, употребляют при описании того, что они видят,

выражения, заимствованные у чувственных ощущений. Таким

образом, можно встретить такое описание стихийного тела

какого-нибудь существа мира внешних чувств или чисто стихийного

существа, где будет сказано, что оно является замкнутым в себе

самом, разнообразно окрашенным световым телом. Оно вспыхивает

красками, мерцает или светится, и заметно, что эти цветовые или

световые явления суть проявления его жизни. То, о чем в

сущности говорит наблюдатель, совершенно видимо, и он сознает,

что световой или цветовой образ имеет такое же отношение к

тому, что он воспринимает, как, скажем, сочинение, в котором

сообщается о каком-нибудь событии, к самому событию. Однако это

не значит, будто сверхчувственное было выражено произвольно

представлениями чувственных ощущений; но во время наблюдения

перед тобой действительно картина, похожая на впечатление

внешних чувств. Это происходит оттого, что в сверхчувственном

переживании освобождение от чувственного тела не бывает полным.

Последнее все еще продолжает жить со стихийным телом и

переводить сверхчувственное переживание