Рудольф Штайнер

Путь к самопознанию человека в восьми медитациях

Рудольф Штайнер. Путь к самопознанию человека в восьми медитациях

Рудольф Штайнер. Путь к самопознанию человека в восьми медитациях


СОДЕРЖАНИЕ


ПЕРВАЯ МЕДИТАЦИЯ 1

Медитирующий пытается получить верное представление о

физическом теле 1

ВТОРАЯ МЕДИТАЦИЯ 6

Медитирующий пытается получать истинное представление о

стихийном или эфирном теле 6

ТРЕТЬЯ МЕДИТАЦИЯ 9

Медитирующий пытается составить себе представления о

ясновидческом познании стихийного мира 9

ЧЕТВЕРТАЯ МЕДИТАЦИЯ 13

Медитирующий пытается составить представление о 'страже

порога' 13

ПЯТАЯ МЕДИТАЦИЯ 17

Медитирующий пытается составить представление об

'астральном теле' 17

ШЕСТАЯ МЕДИТАЦИЯ 20

Медитирующий пытается составить представление о 'теле я'

или 'теле мысли' 20

СЕДЬМАЯ МЕДИТАЦИЯ 25

Медитирующий пытается составить представления о характере

переживания в сверхчувственных мирах 25

ВОСЬМАЯ МЕДИТАЦИЯ 30

Медитирующий пытается составить представление о созерцании

повторных земных жизней человека 30



ПЕРВАЯ МЕДИТАЦИЯ

Медитирующий пытается получить верное представление о

физическом теле

Когда душа через чувства и через их представления отдается

явлениям внешнего мира, то она не может, при истинном обращении

мысли на себя, сказать, что она воспринимает эти явления или

что она переживает вещи внешнего мира. Ибо, в действительности,

во время отдачи себя внешнему миру она о себе не знает ничего.

Солнечный свет, в многообразии цветовых явлений разливающийся

от вещей в пространстве, он в сущности изживает себя в душе.

Радуется ли душа какому-нибудь событию, в мгновение радования

она сама -- радость, поскольку она знает о том. Радость

изживает себя в ней. Душа и ее переживание мира -- одно: она

переживает себя не как нечто, что радуется, восхищается,

наслаждается или страшится. Она сама-радость, восхищение,

наслаждение, страх. Если бы душа могла всегда сознаваться себе

в этом, то времена, когда она отходит от переживания внешнего

мира и наблюдает самое себя, явились бы ей впервые в истинном

свете. Они явились бы ей жизнью совсем особого рода и прежде

всего совсем не сравнимого с обычной жизнью души. В этой

особого рода жизни начинают возникать в сознании загадки

душевного бытия. И эти загадки суть источник всех прочих

мировых загадок. Внешний мир и внутренний мир предстают пред

духом человека, когда душа на некоторое время перестает быть

одно с внешним миром и уходит в одиночество самобытия.

Этот уход не есть простое событие, которое, однажды

совершенное, могло бы затем быть повторено в том же роде. Это

скорее начало странствия в неведомые дотоле миры. Если

странствие начато, то каждый сделанный шаг становится поводом к

дальнейшим. И он является также подготовкой к этим дальнейшим.

Он делает душу впервые способной к последующим шагам. И с

каждым шагом узнаешь все больше об ответе на вопрос: что такое

человек в истинном смысле слова? Открываются миры, которые

сокрыты от обычного воззрения на жизнь. И однако только в них

одних заключено то, что может раскрыть истину и о воззрении на

жизнь. Если даже ни один ответ и не будет всеобъемлющим,

окончательным, то все же ответы, которые завоевываются

внутренним странствием души, таковы, что превосходят все, что

могут дать нам внешние чувства и связанный с ними рассудок. И в

этом ином нуждается человек. Он замечает это, когда

действительно обращает мысль свою на себя.

Прежде всего для этого странствия необходимы трезвые,

сухие размышления. Они дают верную исходную точку для

дальнейшего движения вперед в сверхчувственные области, которые

и являются в конце концов целью души. Иные души хотели бы

обойтись без этой исходной точки и тотчас же проникнуть в

сверхчувственное. Здоровая душа, даже если она из отвращения к

подобному размышлению