Рудольф Штайнер

Путь к самопознанию человека в восьми медитациях

ядовито. Легко уяснить себе, что в

применении к миру животных можно говорить разве только об

отзвуках нравственного, но что в истинном смысле нравственная

оценка внесла бы только замешательство в то, что поистине

подлежит здесь рассмотрению. Только во взаимоотношениях

человеческой жизни начинает приобретать значение нравственное

суждение о ценности бытия. Это суждение есть нечто, в

зависимость от чего человек сам постоянно ставит свое

достоинство, когда он достигает того, что судит о себе самом

беспристрастно. Но никому, при правильном рассмотрении

чувственного бытия, не может прийти в голову смотреть на законы

природы как на нечто, подобное законам нравственным или хотя бы

только похожее на них.

Как только вступаешь в высшие миры, это становится иным.

Чем духовнее миры, в которые вступаешь, тем больше совпадают

законы нравственные с тем, что можно назвать для тех миров

законами природы. В чувственном бытии, когда говоришь о

каком-нибудь злом деле, что оно горит в душе, то сознаешь, что

говоришь не в прямом для этого бытия смысле. Знаешь, что

естественное горение есть нечто совсем другое. Подобного

различия не существует для миров сверхчувственных. Ненависть

или зависть являются там в то же время силами, действующими

так, что соответственные действия можно назвать природными

явлениями тех миров. Ненависть и зависть производят то, что

ненавистное или внушающее зависть существо действует на

ненавистника или завистника как бы пожирающим, погашающим

образом, так что возникают процессы уничтожения, наносящие

ущерб духовному существу Любовь действует в духовных мирах так,

что действие ее постигаешь как излучение тепла, плодотворное и

благоприятное. Можно заметить это уже на. человеческом

стихийном теле. В мире внешних чувств рука, совершающая

безнравственное дело, должна быть объяснена по законам природы

совершенно так же, как и та, что служит нравственной

деятельности. Но некоторые стихийные части человека остаются

неразвитыми, если отсутствуют соответствующие им нравственные

ощущения. И несовершенные образования стихийных органов должны

быть объяснены из нравственных свойств совершенно так же, как

по законам природы в чувственном бытии природные процессы

объясняются из законов природы. Но никогда нельзя заключать на

основании несовершенного развития чувственного органа о

несовершенном раскрытии соответствующей части в стихийном теле.

Надо всегда сознавать, что для различных миров существуют и

совсем различные виды закономерности. Человек может обладать

несовершенно развитым физическим органом; соответствующий

стихийный орган может быть при этом не только

нормально-совершенным, но даже совершенным в той мере, в какой

несовершенен физический.

Знаменательно выступает также различие сверхчувственных

миров от чувственного во всем, что связано с представлением

'прекрасного' и 'безобразного'. То, как применяются эти понятия

в чувственном бытии, теряет всякое значение, как только

вступаешь в миры сверхчувственные. 'Прекрасным', если иметь в

виду значение этого слова в чувственном бытии, может быть там

названо только такое существо, которому удается раскрыть другим

существам своего мира все, что оно в себе переживает, так,

чтобы эти другие существа могли-участвовать во всем его

переживании. Способность открываться всецело, со всем, что

внутри, и не иметь нужды что-либо утаивать в себе, вот что

могло бы быть названо в высших мирах 'прекрасным'. И это

понятое там всецело совпадает с полнейшей откровенностью, с

честным, открытым изживанием того, что данное существо содержит

в себе. 'Безобразным' могло бы быть названо то, что не хочет

раскрыть во внешнем явлении внутреннего содержания, которым оно

обладает, что задерживает в себе свое переживание и в отношении

некоторых свойств скрывается от других. Такое существо

устраняет себя