Рудольф Штайнер

Путь к самопознанию человека в восьми медитациях

о повторных жизнях на земле

доводится до действительного наблюдения. (Только чтобы

предотвратить постоянно возникающие недоразумения, напомним

изложенное точнее в других моих сочинениях. Совокупное бытие

человека протекает не так, как если бы жизнь повторялась вечно.

Существует известное число повторений; к ним примыкают до и

после них совсем иные роды бытия; и все это является в

совокупном течении своем как исполненное мудрости развитие.)

Познание, что человек проходит свое развитие в повторных

жизнях, может быть также приобретено разумным наблюдением

чувственного бытия. В моей книге 'Теософия', в моем 'Очерке

духовной науки', как и в более мелких моих сочинениях были

сделаны попытки дать доказательства повторных земных жизней них

связи, доказательства, проведенные в форме, свойственной

научным рассуждениям современного естественнонаучного учения о

развитии. Целью их было показать, как последовательное мышление

и исследование, действительно доводящее да конца

естественнонаучные изыскания, не может пoступить иначе, как

представить современную идей развития в применении к человеку в

таком значении, что истинное существо, душевная

индивидуальность человека должна рассматриваться как нечто, что

развивается через повторные чувственные жизни и лежащие между

ними промежутки чисто духовного бытия. То, что я там пытался

дать как доказательство, естественно может быть гораздо дальше

развито и усовершенствовано. Но мнение, что доказательства в

этой области имеют точно такую же научную познавательную

ценность, как и то, что обычно называется естественнонаучными

доказательствами, не мажет показаться неосновательным. Нет

ничего в науке о духовном, что не могло бы опереться на

приведенные таким образом доказательства. Нужно, конечно,

сказать, что доказательства духовно-научные, само собою

разумеется, с гораздо большим трудом могут добиться признания,

чем естественнонаучные. Но это происходит не от того, что они

менее строги, а оттого, что человек, когда имеет их перед

собой, не ощущает под ногами почвы чувственных фактов, которая

в естествознании облегчает ему признание доказательств. Но к

силе доказательств как таковой это не имеет никакого отношения.

И кто в состоянии непредубежденно сравнить естественнонаучные

доказательства с проведенными таким же образом доказательствами

духовно-научными, тот, конечно, сможет убедиться в их

равноценности относительно доказательной силы. Таким образом к

тому, что наблюдатель духовных миров на основании своего

созерцания может дать описание повторных земных жизней, могут

присоединиться еще и соображения, подкрепляемые такими

доказательствами. Одно может помочь другому создать путем

простого понимания убеждение в повторности общего течения

человеческой жизни. Здесь была сделана попытка указать путь,

ведущий за пределы понимания к созерцанию этой повторности.

Обращений с начала месяца: 100, Last-modified: Tue, 21 Jul 1998 10:04:19 GMT

Оцените этот текст:Не читал10987654321