Рудольф Штайнер

Путь к самопознанию человека в восьми медитациях

/>

Как бы изгнанным в стихийный мир кажется сам себе человек

на этой ступени душевного странствия. Но теперь он может идти

дальше, если благодаря внутренним упражнениям у него будет

достаточно душевной силы. Он может начать видеть, как возникает

-- не в стихийном мире, но в нем самом -- новый мир, не

тождественный ни чувственному, ни стихийному миру. Для этого

человека второй сверхчувственный мир присоединяется к первому.

Этот второй сверхчувственный мир есть прежде всего мир,

совершенно внутренний. Чувствуешь, что несешь его в себе самом

и что ты наедине с ним. Если сравнить это состояние с

чем-нибудь из внешнего мира, то представляется следующее: некто

пережил смерть всех своих любимых и близких, и только

воспоминание о них хранит он в своей душе. Они продолжают жить

для него только как его мысли. Так бывает во втором

сверхчувственном мире. Его несешь в себе, но знаешь, что ты

отделен от истинной его действительности. Но то, что живет в

душе из этой действительности, само имеет совсем иную природу,

чем простые представления, воспоминания в чувственном мире.

Этот сверхчувственный мир живет в собственной душе своим

самостоятельным бытием. Все, что там есть, стремится наружу из

души, порывается к чему-то иному. Таким образом, чувствуешь в

себе мир, но так, что этот мир не хочет оставаться в твоей

душе. Это вызывает чувство, как если бы каждая единичная

частность этого мира разрывала тебя. Можно дойти до того, что

эти частности начнут сами высвобождаться, что они раздерут как

бы некую душевную оболочку и покинут душу. Тогда можно

почувствовать себя обедневшим в меру всего того, что вырвалось

таким образом из души.

Но теперь научаешься познавать, что в особом положении

находится все то, что из всего сверхчувственного содержания

твоей души, ты умеешь так любить, что любишь его ради него

самого, а не ради того только, что оно в твоей собственной

душе. То, что ты можешь любить с такой самоотверженностью, не

отрывается от твоей души; оно хотя и выходит из души, но берет

эту душу до некоторой степени с собой. Оно приводит ее туда,

где оно живота своей действительности. Происходит своего рода

соединение с действительным существом, между тем как до того

носишь в душе лишь как бы некое отражение этого существа. Но

любовь, которая здесь разумеется, должна быть такою, какая

переживается в сверхчувственном мире. В чувственном мире можно

лишь готовиться к такой любви. Но готовятся тем, что

способность любви в чувственном мире делают сильной. Чем

сильнее любовь, к которой ты способен в чувственном мире, тем

больше остается у души от этой способности любви для мира

сверхчувственного. Это относится к единичным частностям

сверхчувственного мира таким образом, что невозможно, например,

достигнуть тех истинных сверхчувственных существ, которые

находятся в связи с растениями чувственного мира, если не

любишь растений в чувственном мире. Но относительно этих вещей

легко обмануться. Может случиться, что в чувственном мире

человек проходит мимо растений без всякой любви: но, несмотря

на это, в его душе может таиться несознаваемая им склонность к

этому миру растений. И эта любовь может проснуться в нем, когда

он вступит в мир сверхчувственный.

Это соединение с существами сверхчувственного мира может

зависеть как от любви, так и от других качеств души, например,

от уважения или благоговения, которые может испытывать душа в

сверхчувственном мире к какому-нибудь существу, когда она еще

только чувствует возникновение в себе отражения этого существа.

Но качества эти будут всегда такие, которые надо отнести к

внутренним душевным качествам. Так произойдет познание тех

существ сверхчувственного мира, к которым душа благодаря этим

качествам сама откроет себе доступ. Верный путь к распознаванию

в сверхчувственном мире открывается тем, что своими отношениями

к отражениям существ открываешь себе доступ