Рудольф Штайнер

Путь к самопознанию человека в восьми медитациях

к ним. В мире

чувственном любишь существо, когда его узнаешь; во втором

сверхчувственном мире перед встречей с действительностью можно

любить отражение, потому что это отражение является прежде этой

встречи То, что душа познает в себе таким образом, наесть

стихийное тело. Ибо оно относится к последнему, как его

пробудитель. Это есть существо, которое находится в душе и

которое переживаешь так, как пережил бы себя, если бы во сне не

пребывал без сознания, но ощущал бы себя сознательно вне своего

физического тела и при пробуждении воспринимал бы себя как

пробудителя. Так научается душа познавать находящееся в ней

существо, которое является третьим помимо физического и

стихийного тела. Это существо пусть будет названо астральным

телом, и этим словом пусть будет здесь пока означено то, что

таким образом изживается в душевном бытии.


ШЕСТАЯ МЕДИТАЦИЯ

Медитирующий пытается составить представление о 'теле я'

или 'теле мысли'

Чувство, что находишься вне своего чувственного тела,

испытываешь с большей силой при переживании в астральном теле,

нежели при переживании в теле стихийном. В последнем случае

чувствуешь себя вне той области, в которой находится

чувственное тело: но все же при этом ощущаешь и его. В

астральном же теле ощущаешь само чувственное тело как нечто

внешнее. При переходе в стихийное тело ощущает как бы некое

расширение своего собственного существа, при вживании же в

астральное тело, напротив, своего рода скачок в другое

существо. И чувствуешь, как на это существо действует некий

духовный мир других существ. Ощущаешь ту или иную связь свою

или даже родство с этими существами. И постепенно познаешь, как

сами эти существа относятся друг к другу. Для человеческого

сознания мир расширяется в сторону духа. Человек созерцает

духовные существа, поводом деятельности которых бывает,

например, то, что характер следующих друг за другом эпох

развития человечества определяется, действительно, существами.

Это Духи времени или Начала. Знакомишься с другими существами,

душевное бытие которых протекает в том, что их мысли являются в

то же время действенными силами природы. Приходишь к признанию,

что только для чувственного восприятия силы природы являются

тем, за что именно принимает их это чувственное восприятие. Что

повсюду, где действует какая-нибудь сила природы, в

действительности изживается мысль какого-нибудь существа,

подобно тому как в движении руки изживается человеческая душа.

Все это происходит вовсе не так, чтобы на основании какой-либо

теории человек придумывал для явлений природы какие-нибудь

стоящие позади них существа: переживающий себя в астральном

теле вступает с этими существами в такое свободное от понятий и

конкретное отношение, с каким в чувственном мире человек

подходит к другим индивидуальным людям. В области тех существ,

к которым таким образом подходишь, можно различить ряд степеней

и говорить о мире высших иерархий. Тех существ, мысли которых

открываются чувственному восприятию как силы природы, можно

назвать Духами формы.

Переживание в этом мире обусловливает то, что свое

существо внутри чувственного мира воспринимаешь как нечто

внешнее в той же мере, в какой для нашего зрения в чувственной

жизни внешним существом является растение. Этот род пребывания

вне того, что в обыденной жизни человек должен ощущать как весь

объем своего собственного существа будет восприниматься как

нечто в высшей степени болезненное до тех пор, пока не

присоединится еще некоторое иное переживание. При энергичной

внутренней душевной работе, которая ведет к настоящему сгущению

и укреплению душевной жизни, нет необходимости, чтобы эта боль

проявилась в особенно сильной степени. Ибо может происходить

медленное вступление в это иное переживание одновременно с

вживанием в астральное тело.

Это иное переживание состоит в том, что все бывшее у тебя

раньше