Рудольф Штайнер

Путь к самопознанию человека в восьми медитациях

или тому подобное. В переживании таких ощущений

рождаются силы для пути познания. Они -- зачатки плодов

сверхчувственного познания. Все эти переживания заключают в

себе до известной степени нечто, глубоко сокрытое в них. Когда

они затем переживаются, то это сокрытое доводится до полнейшего

напряжения: нечто разрывает чувство одиночества, которое

является как бы оболочкой этого 'нечетом и выступает в душевной

жизни как средство познания.

Но нужно принять во внимание, что если вступил на верный

путь, то за каждым таким переживанием сейчас же является

другое. Это происходит так, что когда одно бывает налицо,

другое не может не прийти. И к тому, что надо перенести, сейчас

же присоединяется и сила, чтобы действительно перенести это

событие, если только спокойно сосредоточиться на этой силе и

дать себе время заметить также и то, что хочется раскрыть в

душе. Если представится что-нибудь мучительное, в то же время в

душе будет жить уверенное чувство, что есть силы, которые дадут

перенести муку и с которыми можно вступить в сою?, то приходишь

к тому, что переживаниям, которые были бы при сем пережитом, ты

был бы сам своим собственным зрителем. Это и делает то, что

люди, находящиеся на пути к сверхчувственному познанию,

переживают внутри себя прилив и отлив различных чувств и однако

являют в жизни внешних чувств полную ровность духа. Но всегда

есть полная возможность для переживаний, которые происходят

внутри, сообщиться также и настроению внешней жизни в мире

внешних чувств, так что тогда временно не можешь больше

справиться с жизнью и с собой, как мог справляться раньше в той

жизни, которая была до пути познания. Тогда приходится из того,

что уже достигнуто внутри, черпать силы, которые помогают снова

выправиться. И на правильно проходимом пути познания не может

быть такого положения, в котором бы это было невозможно.

Лучшим путем к познанию будет всегда тот, который ведет к

сверхчувственному миру через укрепление и сгущение душевной

жизни посредством сильного мыслью или ощущением внутреннего

погружения. При этом дело не в том, чтобы так пережить мысль

или ощущение, как это делается с целью правильно разобраться в

мире внешних чувств, но в том, чтобы интенсивно жить с мыслью

или ощущением и в мысли или ощущении и в них собрать все свои

душевные силы. На время внутреннего погружения только они одни

должны заполнять сознание. Пусть человек подумает, например, о

мысли, доставившей душе какое-нибудь убеждение; сначала надо

оставить без внимания ценность самого убеждения, но продолжать

жить с этой мыслью, так чтобы стать совершенно одно с ней. Не

нужно непременно такой мысли, которая относилась бы к вещам

высшего миропорядка, хотя такая мысль особенно пригодна. Для

внутреннего погружения можно взять также и мысль, отражающую

обыкновенное переживание. Плодотворны ощущения, могущие,

например, быть побудителями к делам любви и которые зажигаешь в

себе, поднимая их до самого человечно горячего и искреннего

переживания. Но если речь идет прежде всего о познании, то

действенны символические представления, которые почерпнуты из

жизни или которым человек отдается по совету людей, обладающих

в этой области некоторым знанием дела и знакомых с

плодотворностью примененного средства по тому, что они сами

получили от него.

Путем такого погружения, которое должно стать жизненной

привычкой, даже жизненным условием, подобно тому как дыхание

является условием телесной жизни, ты соберешь воедино все

душевные силы и, собирая, укрепишь их. Необходимо только, чтобы

удалось во время внутреннего погружения вполне достигнуть

такого состояния, чтобы никакие впечатления внешних чувств, а

также никакие воспоминания о них не вмешивались в душевную

жизнь. Также и воспоминания обо всем, что узнал в обыденной

жизни, что причиняет душе радость или боль, должны молчать так,

чтобы душа была всецело предана тому, относительно чего она

сама