Рудольф Штайнер

Путь к самопознанию человека в восьми медитациях

в чувственную форму.

Подобное описание какого-нибудь стихийного существа

производится тогда действительно так, что оно оказывается как

бы визионарным или фантастическим сочетанием впечатлений

внешних чувств. Когда дается такое описание, оно бывает,

несмотря на это, верной передачей пережитого. Ибо человек видел

то, что он описывает. Ошибка, которая может быть сделана,

заключается не в том, что видение описывается как таковое, а в

том случае, если видение будет принято за действительность, а

не за то, на что указывает видение, как на отвечающую ему

действительность.

Человек, который никогда не воспринимал цветов, --

слепорожденный, -- если приобретет способность видеть, никогда

не станет описывать стихийные существа, говоря, что они

вспыхивают как цветовые явления. Он будет пользоваться для

выражения теми представлениями ощущений, которые ему привычны.

Людям же, способным видеть чувственно, вполне свойственно при

описании использование выражения: вспыхивает цветовой облик.

Этим они могут создать себе ощущение того, что видит

наблюдатель стихийного мира. И это не только при сообщении,

которое ясновидящий -- назовем так человека, способного

наблюдать своим стихийным телом, -- делает не ясновидящему, но

и при сообщении ясновидящих между собою. В мире внешних чувств

человек живет в своем чувственном теле, и последнее облекает

для него его сверхчувственные наблюдения в формы внешних

чувств: поэтому в человеческой земной жизни выражение

сверхчувственных наблюдений посредством вызванных ими образов

внешних чувств является пока все еще пригодным родом сообщения.

Дело в том, что у воспринимающего такое сообщение в душе

имеется переживание, которое находится в правильном отношении к

данному событию. Чувственные образы сообщаются лишь затем,

чтобы через них было нечто пережито. Такими, как они

представляются, они не могут встретиться в мире внешних чувств.

Это и есть их особенность. Потому-то они и вызывают

переживания, которые не имеют отношения ни к чему чувственному.

В начале своего ясновидения человек лишь с трудом будет

освобождаться от отпечатка чувственного образа. Но при

дальнейшем развитии этой способности возникнет во всяком случае

потребность измыслить более произвольные средства изображения

для сообщения виденного. При этом неизменно возникает

необходимость сначала объяснить некоторые знаки, которыми

пользуешься. Чем больше потребует современная культура, чтобы

сверхчувственные познания получали всеобщую известность, тем

более выдвинется потребность передавать эти познания

посредством выражений, заимствованных из повседневной жизни в

мир внешних чувств.

Сверхчувственные переживания могут проявляться так, что

они наступают в известные времена. Они находят тогда на

человека. И последнему представляется возможность путем своего

собственного переживания узнавать о сверхчувственном мире в той

мере, в-какой этот мир более или менее часто благодатно озаряет

его тем, что освещает его обычную душевную жизнь. Но высшая

способность заключается в том, чтобы произвольно вызывать,

извлекая из обычной душевной жизни, ясновидческое наблюдение.

Путь к достижению этой способности в общих чертах заключается в

энергичном продолжении внутреннего укрепления душевной жизни.

Но многое зависит также и от достижения известного душевного

настроения. Необходимо спокойное, тихое отношение к

сверхчувственному миру. Отношение, которое так же далеко от

жгучего желания узнать возможно больше и возможно яснее, как и

от отсутствия интереса к этому миру. Жгучее желание действует

так, что оно распространяет перед освобожденным от тела

созерцанием как бы невидимый туман. Отсутствие же интереса

действует так, что сверхчувственные вещи на самом деле

открываются, но остаются просто незамеченными. Это отсутствие

интереса выражается иногда совершенно