Рудольф Штайнер

Путь к самопознанию человека в восьми медитациях

достигаешь

того, что говоришь: как ты работал над собой в то время, когда

сознание твое уже пробудилось, так же работал ты над собой и

тогда, когда твое теперешнее сознание еще не пробуждалось.

Такая проработка себя до 'существа я' высшего порядка в обычном

'я' не только приводит к тому, что можешь себе сказать: я

приведен моей мыслью к теоретическому измышлению этого 'я'

высшего порядка, -- но она приводит к тому, что чувствуешь в

себе:живое действие этого 'я' в его действительности как некую

силу, а обычное 'я' ощущаешь в себе как создание этого иного.

Это чувство -- истинное начало зрения духовного существа души.

И когда оно ни к чему не ведет, то это зависит лишь от того,

что началом этим и ограничиваются. Это начало может быть едва

заметным, смутным ощущением. Быть может, оно долго будет таким.

Но если упорно и с силой продолжать делать то, что привело к

этому началу, то доведешь это в конце концов до глаз души как

некоего духовного существа. И достигший такого зрения находит

вполне понятным, когда кто-нибудь, не имеющий в этой области

никакого опыта, говорит, будто тот, кто думает, что видит

таковое, довел себя только путем душевных ухищрений до

воображения -- самовнушения -- этого высшего 'я'. Но

вооруженный таким зрением знает, что такое возражение может

проистекать только от этого недостатка в опыте. Ибо кто строго

проходит описанное, тот приобретает вместе с тем способность

отличать свои воображения от реальностей. Внутренние

переживания и деятельность, необходимые в подобном странствии

души, если оно правильно, приводят к применению строжайшей

осторожности по отношению к себе в том, что касается

воображения и действительности. Если стремиться целесообразно к

переживанию себя в высшем 'я', как некоего духовного существа,

то главное переживание увидишь в том, что было охарактеризовано

в начале этой медитации, а то, что было приведено на втором

месте, признаешь за помощь в этом странствии души.


СЕДЬМАЯ МЕДИТАЦИЯ

Медитирующий пытается составить представления о характере

переживания в сверхчувственных мирах

Переживания, оказавшиеся необходимыми для души, если она

хочет проникнуть в сверхчувственные миры, иному могут

показаться отпугивающими. Такой человек может сказать себе, что

он не знает, какие будут для него последствия, если он решится

отдаться ходу этих событий, и как он перенесет их. Под влиянием

такого ощущения легко возникает мысль, что лучше не вмешиваться

искусственно вход развития души, а спокойно отдаться

пребывающему за пределами сознания водительству и выжидать,

куда оно приведет в течение будущего времени внутреннюю

сущность человека. Но подобную мысль всегда должен будет

отстранять от себя тот, кто в состоянии действительно оживить в

себе иную мысль: а именно, что это заложено природой в

человеческом существе самому продвигаться вперед, и что не

заботиться о силах, ожидающих в душе своего раскрытия, значило

бы заглушать их в противность долгу. Силы саморазвития заложены

в каждой человеческой душе; и не может быть среди них ни одной,

которая не захотела бы услышать голос, призывающий к раскрытию

этих сил, если ей возможно каким-либо образом что-нибудь узнать

о нем и об его значении.

Никто также не будет удерживать себя от восхождения в

высшие миры, если он с самого же начала не поставит себя в

неверное отношение к тем событиям, которые ему надо пройти. Эти

события таковы, какими они предстали нам в предыдущих

медитациях. И если их выражать словами, которые могут быть

заимствованы только из обычной человеческой жизни, но только

таким образом могут они быть выражены правильно. Ибо

переживания сверхчувственного пути познания становятся к

человеческой душе в такое отношение, что они совершенно подобны

тому, что может значить для человеческой души, например, очень

повышенное чувство одиночества, чувство, будто паришь над

бездонным,