Рудольф Штайнер

Путь к самопознанию человека в восьми медитациях

только после смерти, не находится в

противоречии ни с чем из того, что на самом деле переживается

во внешнем и внутреннем мире. Душа не чувствует ничего

невыносимого при мысли, что ее вещества и силы подчинены ходу

событий внешнего мира, не имеющих ничего общего с ее

собственной жизнью. При полной и непредвзятой отдаче себя жизни

душа не может открыть в глубинах своих ни одного возникающего

из тела желания, которое делало бы ей тягостной мысль о

разложении после смерти. Невыносимым могло бы стать лишь

представление, будто возвращающиеся во внешний мир вещества и

силы уносят с собой и изнывающую душу.

Приписывать внешнему миру совсем иное участие в жизни тела

при жизни, нежели после смерти, бессмысленно. Подобная мысль

постоянно отталкивалась бы от действительности, в то время как

мысль о совершенной тождественности участия внешнего мира в

теле при жизни, как и после смерти -- вполне здравая мысль.

Когда душа приняла эту мысль, она чувствует себя в полной

гармонии с откровением действительности. Она чувствует, что

благодаря этим представлениям она не вступает в противоречие с

данными действительности, которые говорят сами за себя и к

которым нельзя присоединить никакой искусственной мысли.

Не всегда отдают себе отчет, в каком прекрасном созвучии

находится естественное, здоровое чувство души с откровением

природы. Это может показаться настолько само по себе понятным,

что на это как будто и не стоит обращать внимания, и все же это

по видимости незначительное явление может многое осветить.

Ничего невыносимого не содержится в мысли, что тело разложится

на элементы, но бессмысленность заключена в представлении, что

то же постигнет и душу. Кто совершенно сознательно воспримет

эту мысль, тот ее почувствует как непосредственную

достоверность. Но так думают как верующие в бессмертие, так и

отрицающие его. Последние, может быть, скажут, что в законах,

которые действуют в теле после смерти, заключены также и

условия его отправлений при жизни; но они ошибаются, если

полагают, что могут на самом деле представить себе, будто

законы эти находятся в течение жизни в ином отношении к телу

как носителю души, нежели после смерти.

Само по себе возможно лишь представление, что и то особое

сочетание силы, которое выявляется в теле, настолько же

безучастно к телу -- носителю души, как и то сочетание, которое

обусловливает процессы в мертвом теле. Это безучастие

существует не по отношению к душе, но по отношению к веществам

и силам тела. Душа переживает себя в теле; тело же живет с

внешним миром, в нем, посредством его, и для него душевное не

имеет иного значения, как и события внешнего мира. Надо прийти

к воззрению, что тепло и холод внешнего мира имеют для

кровообращения такое же значение, как страх или стыд,

испытываемые душой.

Итак, прежде всего чувствуешь в себе законы внешнего мира

действующими в том совершенно особом сочетании, которое

сказывается в образовании человеческого тела. Ощущаешь это тело

как часть внешнего мира. Но внутреннему сочетанию его остаешься

чужд. Внешняя наука отчасти выясняет теперь то, каким образом

законы внешнего мира скрещиваются в том совершенно особом

существе, каким является человеческое тело. Можно ожидать, что

в будущем знание это будет все более подвигаться вперед. Но в

том, как должна думать душа о своем отношении к телу, ничего не

может изменить подвигающееся вперед знание. Напротив, все яснее

должно оно будет показать, что законы внешнего мира находятся в

одинаковом отношении к душе до и после смерти. Иллюзия ожидать,

что с успехами познания природы выяснится из законов внешнего

мира, как происходящие в теле процессы обусловливают душевную

жизнь. Эти процессы всегда будут являться такими, которые душа

ощущает как нечто столь же внешнее по отношению к ней, как и

то, что происходит в теле после смерти.

Поэтому во внешнем мире тело должно являться