Рудольф Штайнер

Путь к самопознанию человека в восьми медитациях

из своей духовной среды. Это понятие совпадает с

неправдивым откровением себя. Лгать и быть безобразным в

духовном мире как действительность -одно и то же, так что

существо, являющееся безобразным, есть и лживое существо.

Также и то, что в чувственном бытии познаешь как желания,

в духовном мире является в совсем ином значении. В духовном

мире нет таких желаний, которые возникают в мире внешних чувств

из внутренней природы человеческой души.

То, что можно там назвать желанием, загорается от того,

что видишь вне своего существа. Существо, принужденное ощущать,

что у него нет какого-нибудь свойства, которым по природе своей

оно должно было бы обладать, видит другое существо, у которого

это свойство есть. И ему совершенно невозможно не иметь этого

существа постоянно перед собой. Как в мире внешних чувств глаз

естественно видит видимое, так отсутствие какого-нибудь

свойства неизменно приводит существо сверхчувственного мира в

близость с соответствующим иным существом, обладателем этого

совершенства. И созерцание этого существа становится постоянным

укором, действующим как подлинная сила, так что существо,

обладающее данным недостатком, через такое созерцание получает

желание исправить в себе этот недостаток. Это переживание

совсем иного рода, нежели желание в чувственном бытии.

Свободная воля в духовном мире не терпит от подобных

обстоятельств ущерба. Существо может сопротивляться тому, что

хочет вызвать в нем такое созерцание. Тогда оно постепенно

достигнет того, что уйдет прочь от близости с таким

существом-прообразом. Но следствием этого будет то, что такое

существо, отстраняющее от себя свой прообраз, само перенесется

в миры, где оно будет иметь худшие условия бытия, нежели те,

чти были даны ему в том мире, для которого оно было до

известной степени предопределено.

Все это показывает человеческой душе, что со вступлением в

сверхчувственные миры, мир человеческих представлений должен

быть преобразован. Понятия должны быть изменены, расширены и

сплавлены с иными, если хочешь верно описать сверхчувственный

мир. Отсюда следует, что описания сверхчувственных миров,

пользующиеся без всяких дальнейших изменений понятиями,

созданными для чувственного бытия, всегда содержат в себе нечто

несостоятельное. Можно признать, что когда в чувственном бытии

употребляют более или менее символически или же как --

действительные обозначения предметов, такие понятия, которые

получают свое полное значение только в применении к

сверхчувственным мирам, то это проистекает из верного

человеческого чувства. Так, кто-нибудь может-чувствовать лживое

действительно как безобразное. Но по сравнению с тем, что

представляет собою это понятие в сверхчувственном мире, такое

употребление слова в чувственном бытии будет только отзвуком,

который возникает оттого, что все миры находятся в связи друг с

другом, и эта связь смутно чувствуется и бессознательно

мыслится в чувственном бытии. Но надо принять во внимание, что

в чувственном бытии то лживое, которое ощущается как

безобразное, не будет непременно безобразным во внешнем своем

явлении; что это значило бы даже перепутать все представления,

если бы безобразное в чувственной природе захотели объяснять из

лживого. Но в сверхчувственном мире лживое, если видишь его

правильно, обнаруживается неизменно как безобразное. И здесь мы

снова имеем дело с заблуждениями, которых надо остерегаться. В

сверхчувственном меде может встретиться душе существо, которое

по справедливости может быть названо злым, и открываюшееся

однако в таком образе, который должно назвать 'прекрасным',

если применить, представление 'прекрасного', почерпнутое из

чувственного бытия. В таком случае только тогда увидишь верно,

когда проникнешь до сокровенной глубины этого существа. Тогда

переживешь, что 'прекрасное' откровение -- маска, не отвечающая

существу, и тогда то, что по представлениям чувственного