Рудольф Штайнер

Путь к самопознанию человека в восьми медитациях

и переживает себя в отныне

приобретенном 'я' высшего порядка, он становится способным

достигнуть также и созерцания хода жизни за пределами

чувственного земного бытия. Духовному взору его является факт,

что этому чувственному бытию предшествовало иное бытие его

самого в духовном мире. И что в этом духовном бытии лежат

истинные причины всего построения чувственного бытия. Он узнает

тот факт, что до этой жизни внешних чувств, в которую он

вступил, когда получил чувственное тело, он уже жил чисто

духовно. Каков человек теперь, с теми или иными способностями,

теми или иными побуждениями, он видит это подготовленным в

бытии, которое прожил он раньше в чисто духовном мире. Человек

видит себя как некое предшествующее своему вступлению в мир

внешних чувств, живущее духовно существо, устремившееся жить

как существо чувственное с теми способностями к особенностями

души, которых он является носителем 'которые развил в себе с

рождения. Тот находился бы в заблуждении, кто вздумал бы

сказать так: как мог бы я домогаться в духовном бытии таких

способностей и побуждений, которые теперь, когда я их имею,

вовсе мне не нравятся. Дело совсем не в том, нравится ли душе

что-нибудь в чувственном бытии или нет. В духовном бытии для ее

стремлений у нее совсем иные точки зрения, чем потом в бытии

чувственном. Род знания и волеизъявления совсем различен в

обоих мирах. В духовном бытии знаешь, что для твоего общего

развития нужна жизнь внешних чувств, которая потом в

чувственном бытии протечет, быть может, несимпатично или

тягостно для души; и все же домогаешься ее; либо в духовном

бытии смотришь не на симпатичное и приятное, а на то, что

необходимо для правильного раскрытия самобытия.

То же бывает по отношению к жизненным судьбам. Видишь их и

созерцаешь, как сам подготовил себе в духовном бытии

симпатичное, а также и несимпатичное, как сам привлек средства,

обусловливающие те или иные счастливые, а также и мучительные

переживания в чувственном бытии. И здесь, пока человек изживает

себя только в чувственном бытии, он может находить непонятным,

что вызвал сам то или иное жизненное положение; но в бытии

духовном у него была то, что можно назвать сверхчувственным

постижением, приводившим его к такому признанию: ты должен

пройти через мучительное и несимпатичное, ибо только такое

переживание подвинет тебя на ступень выше в общем твоем

развитии. Из одного рассуждения, опирающегося на чувственное

бытие, никогда нельзя узнать, насколько земная жизнь подвигает

человека вперед в его общем развитии.

После познания духовного бытия, предшествовавшего бытию

земному, раскрывается видение оснований, почему в духовном

бытии человек стремился к известному роду и известной судьбе

чувственного бытия. Эти основания приводят к прежней земной

жизни, которую он пережил в прошлом. Смотря по тому, как

протекла эта жизнь, смотря по тому, какой был приобретен там

опыт или какие усвоены способности, человек стремился в

последовавшем за ней духовном бытии к тому, чтобы исправить в

новой земной жизни неудовлетворительно сделанные опыты, развить

оставшиеся неразвитыми способности. В духовном бытии

несправедливость, причиненную, например, какому-нибудь

человеку, он ощущает так, что нарушил ею мировой порядок и что

необходимо в последующей жизни быть с этим человеком на земле

одновременно, чтобы, изменив к нему свое отношение, загладить

эту несправедливость. С движением вперед душевного развития

кругозор расширяется на ряд предшествовавших земных жизней.

Таким образом путем наблюдения человек достигает познания

истинного хода жизни 'я' росшего порядка. Он знает, что человек

проходит совокупное бытие свое на земле в повторных земных

жизнях и что между повторными земными жизнями лежат чисто

духовные жизненные промежутки, находящиеся с земными жизнями в

закономерной связи.

Таким образом познание