Рудольф Штайнер

Путь к самопознанию человека в восьми медитациях

в душе и на душе ты можешь ощущать как своего рода

воспоминание и что таким образом ты относишься к своему 'я',

каким оно было раньше, как относятся в чувственном мире к

воспоминаниям. Только посредством таком переживания

завоевываешь полное сознание, что поистине сам своим

собственным существом живешь в совсем ином мире, нежели мир

чувственный. Отныне обладаешь знанием о том, что бывшее доселе

'я' ты несешь в себе как нечто иное, чем что ты есть в

действительности. Теперь можешь противопоставить себя самому

себе. И приобретаешь представление о том, что стоит теперь

перед твоей собственной душой и о чем она раньше говорила: это

я сама. Теперь она не говорит больше: это я сама, но: это несу

я как нечто при себе. Как в обыденной жизни 'я' чувствует себя

чем-то самостоятельным по отношению к своим воспоминаниям, так

чувствует себя приобретенное отныне 'я' самостоятельным по

отношению к прежнему 'я'. Оно чувствует себя принадлежащим к

миру чисто духовных существ. И таким образом узнаешь, как

показывает этот опыт, -- опять-таки опыт, а не теория, -- чем

было в сущности то, на что до сих пор ты смотрел как на свое

'существо я'. Оно является сотканным из представлений

воспоминаний, созданных телами чувственным, стихийным и

астральным, как зеркалам создается отражение. Как человек не

отождествляет себя со своим отражением в зеркале, так не

отождествляет себя и душа, изживающая себя в духовном мире, с

тем, что переживает она, как себя, в мире чувственном.

Сравнение с зеркальным отражением может быть принято только,

конечно, как сравнение. Потому что отражение исчезает, когда

человек соответственно меняет свое положение по отношению к

зеркалу. Ткань же, которая как бы соткана из представлений,

воспоминаний и являет собою то, что человек считает своим

существом в чувственном мире, имеет большую самостоятельность,

нежели отражение. Она имеет в своем роде собственное существо.

И все же по отношению к истинному бытию души она лишь как бы

образ собственного существа. Истинное бытие души чувствует, что

нуждается в этом образе для своего самооткровения. Оно знает,

что само оно есть нечто иное, но что оно никогда не могло бы

ничего действительно узнать о себе, если бы сначала не постигло

себя как свое собственное отражение в том мире, который после

его восхождения в духовный мир стал для него миром внешним.

Ткань представлений воспоминаний, которую рассматриваешь

отныне как свое прежнее 'я', можно назвать 'телом я' или 'телом

мысли'. Слово 'тело' в этой связи должно понимать в более

широком смысле по сравнению с тем, что принято обычно называть

'телом'. 'Тело' означает здесь именно все то, что переживаешь

при себе и о чем не говоришь, что это ты, а только, что имеешь

это при себе.

И лишь когда ясновидящее сознание достигло того, что может

все то, что оно до сих пор обозначало как само себя, пережить

как совокупность представлений воспоминаний, может оно

приобрести в истинном смысле и некоторый опыт о том, что

сокрыто за явлением смерти. Ибо оно достигло теперь существа

поистине действительного мира, в котором оно чувствует само

себя существом, могущим закреплять как бы в некоей памяти то,

что переживает в чувственном бытии. Чтобы иметь возможность

продолжать изживать свое бытие, это пережитое в чувственном

бытии нуждается в существе, которое могло бы закреплять его так

же, как в чувственном бытии закрепляют обычно -- 'я'

представления воспоминаний. Сверхчувственное-познание

обнаруживает, что человек имеет бытие в мире духовных существ,

и что это он сам хранит в себе свое чувственное бытие как

воспоминание. На вопрос: что станется после смерти со всем тем,

что я есть теперь, ясновидческое исследование отвечает так: ты

будешь тем, что ты сохранишь от себя самого в силу твоего бытия

как духовного существа среди других духовных существ.

Человек познает природу этих существ, и внутри