Рудольф Штайнер

Путь к самопознанию человека в восьми медитациях

/>

судьба. Он смотрит на то, что происходит на его глазах, с

радостью или с отвращением. Не безучастности к жизни должен

искать тот, кто стремится к сверхчувственному познанию, но

преображения того участия, которое первоначально принимает его

'я' во всем, что касается его как судьба. Вполне возможно, что

благодаря этому преображению яркость жизни чувств даже

усилится, а не ослабеет. В обыкновенной жизни навертываются

слезы по поводу многого, касающегося собственной души, судьбы.

Но можно достигнуть такой точки зрения, что при собственной

своей неудаче будешь испытывать такое же живое чувство, какое

испытываешь и при неудаче, постигшей другого. Человеку легче

бывает достигнуть такого рода переживания по отношению к

случаям, постигающим его в его жизни, нежели, например, по

отношению к своим способностям. Ибо уже не так легко достижима

одинаковая радость от мысли, что другой обладает какой-нибудь

способностью, как и ты обладаешь ею сам. Когда обращенная на

самого себя мысль пытается проникнуть в глубочайшие недра души,

то, много может быть открыто там эгоистической радости по

поводу того, на что ты способен сам. Усиленное, повторное

(медитативное) оживание с мыслью, что для хода человеческой

жизни во многих отношениях безразлично, самому ли тебе

принадлежит известная способность или кому-нибудь другому,

может повести далеко в деле приобретения истинного спокойствия

по отношению к тому, что ощущается как сама внутренняя

жизненная судьба. Такое внутреннее, мысленно-сильное укрепление

душевной жизни, если только оно происходит правильно, никогда

не может повести к тому, что просто притупишь чувство по

отношению к своим способностям: напротив, оно преобразит его.

Ощутишь необходимость поступать сообразно этим способностям.

И этим уже указано направление, которое принимает такое

мысленно-сильное укрепление душевной жизни. Научаешься

познавать в себе нечто, что является душе в ее собственных

глубинах как некое второе существо. Это открывается особенно

ясно, когда связываешь с этим мысли, которые показывают, как

человек в обычной жизни вызывает то или иное в судьбе. Ведь

можно видеть, что то или иное не случилось бы с тобой, если бы

сам ты в прежнее время не поступал известным образом. То, что

случается с человеком сегодня, является часто следствием того,

что он сделал вчера. Чтобы подвинуть свое душевное переживание

дальше, чем оно находится в данное мгновение, можно оглянуться

назад на то, что переживалось доселе. При этом можно отыскать

все то, что покажет нам, как мы приготовили сами все позднейшие

события нашей судьбы. В таком обратном взгляде на жизнь можно

попытаться дойти до того момента, когда в ребенке пробуждается

сознание настолько, что он вспоминает в позднейшей жизни то,

что он пережил раньше. Если устремить подобный обратный взгляд,

связав с ним то душевное настроение, которое исключает все

обычные, эгоистические симпатии и антипатии по отношению к

событиям судьбы, то, достигнув в воспоминании указанного

периода в жизни ребенка, займешь такую позицию по отношению к

себе, что скажешь: вот когда, вероятно, впервые наступила для

тебя возможность почувствовать себя в себе и сознательно

работать над своей душевной жизнью; но это твое 'я'

существовало и раньше, оно работало в тебе, хотя и без твоего

ведома, и даже это оно впервые привело тебя к твоей способности

знания, как и ко всему прочему, о чем ты знаешь. Чего нельзя

уразуметь никаким рассудочным размышлением, достигается

вышеописанным отношением к собственной жизненной судьбе.

Научаешься смотреть на события судьбы с душевным спокойствием;

видишь без смущения, как они приближаются к тебе; но

усматриваешь себя самого в том существе, которое вызывает эти

события. И когда себя видишь таким образом, то условия

собственной судьбы, которые даны уже с рождения, представляются

душе связанными с твоим 'самим собою'. Путем борьбы