Джидду Кришнамурти

Бомбейские беседы

'Да, это так, я завистлив', - простое признание факта несет с собой

собственное действие. Но признание факта не то же самое, что его принятие.

Когда вы признаете факт, у вас нет никаких сомнений. Когда вы просто

принимаете его, всегда есть возможность неприятия. Итак, если вы осознаете

тот факт, что вы завистливы, тогда само это признание, само самокритичное

осознание вызывает действие, не являющееся действием воли. Такое действие

проистекает из состояния смирения, такое действие не связано с накоплением.

В тот момент, когда вы начинаете накоплять отсутствие зависти, ваш ум больше

не находится в состоянии смирения, а только в состоянии смирения вы можете

узнавать новое.

Если вы поняли проблему смирения, я хотел бы перейти к проблеме знания,

к необыкновенному явлению, называемому опытом, и к еще более сложной

проблеме времени. Я прошу вас слушать свободно, без напряжения, слушать

самих себя, а это трудное искусство. Только чистый ум способен осознать

истину, а ум, отягощенный опытом - это мертвый ум. Может ли такой ум

растворить или стереть свой прошлый опыт и родиться заново - таков вопрос,

которым мы сейчас займемся.

У всех нас есть опыт. Мы испытываем раздражение, ревность, гнев,

ненависть, неистовство и т.п. Испытав чувство гнева, например, ум накопляет

осадок этого опыта, и этот осадок остается, окрашивая весь последующий опыт.

Ваш ум упивается лестью, он восхищен, когда кто-либо говорит вам, что вы

великолепны, и чувство удовольствия, вызванное льстивыми словами,

представляет опыт, который остается в вашем уме.

Итак, опыт оставляет след в уме, этот след является памятью. Имеется

необходимая память, как например, знания в области механики и техники, и

имеется психологическая память, основанная на желании человека иметь важное

значение, быть чем-то. Опыт представляет собой накопление знания о внешних и

внутренних вещах. Я прошу вас понаблюдать за своим умом. Я только описываю,

и если вы только слушаете описание, вы не живете. Всякое описание светит

отраженным светом, вы живете по-настоящему, когда сами делаете открытие.

Голодный человек не может жить на описаниях пищи, как бы ни были они

прекрасны и соблазнительны. Итак, вы слушаете не меня, а самих себя. Вы сами

наблюдаете, как осадок опыта уродует ум.

Если вы живете удовольствием от лести или негодованием от оскорбления,

то ваш ум, без сомнения, туп и изуродован. Ваш ум не имеет свежести, чтобы

смотреть и исследовать. Вы проходите через жизнь, накопляя впечатления,

следы, шрамы, приятные и болезненные, которые остаются в уме в виде опыта,

становящегося знанием. Опыт, становящийся знанием, мешает ясности.

Характер нельзя отождествлять с упрямой приверженностью опыту,

становящемуся знанием. О характере можно говорить только когда ум, полностью

осознавая накопленный опыт, свободен от него и поэтому способен к ясности.

Только ум, обладающий ясностью, имеет подлинную индивидуальность. Знание на

определенном уровне абсолютно необходимо: я должен знать, где я живу, как

выполнять работу, я должен узнавать свою жену и т.п. Но знание на другом

уровне мешает движению познания.

Итак, что же такое познание и что такое знание? О чем идет речь, когда

мы говорим, что знаем нечто? Действительно ли мы знаем, или же нам говорят

об этом, и затем мы верим, что знаем, в то, о чем нам сказано? 'Знать' -

очень интересное слово. Как вы приобретаете знания и что вы знаете? Я прошу

вас задать себе этот вопрос так же, как я задал его себе. Все, что человек

знает, основано на опыте, и потому ум обуславливается знанием, ибо всякий

опыт представляет обуславливания. У вас есть какой-то опыт, вы испытываете

какое-то страдание или удовольствие, оставляющее след в вашем уме, и с этим

обусловленным умом вы встречаете новый вызов. Другими словами, вы переводите

этот вызов в термины собственной ограниченности, трансформируете его в свете

своего прошлого опыта и тем самым еще более обуславливаете ваш ум. Если вы

понаблюдаете за своим умом, то увидите, что это факт.