Джидду Кришнамурти

Бомбейские беседы

к другой. Сегодня я один, а завтра хочу стать другим (я

заранее знаю, кем хочу стать). Видя бедность при капитализме, я говорю, что

ответ - это коммунизм, потому что должна произойти революция. Но всякая

такая революция, без сомнения, является частичной революцией. Большинство

так называемых интеллигентных людей с их живым, спокойным умом играют в

интеллектуальные игры с десятком различных систем. Поиграв со всем этим, их

ум оказывается бессмысленно загроможденным, окаменевшим, и когда такой ум

спрашивает: 'Что есть истина?', 'Что есть Бог?', эти вопросы лишаются

смысла. Единственное, что имеет смысл - разбить все эти пути, уничтожить их

полностью без какого-либо мотива, без какой-либо потребности или

принуждения. Такой взрыв, в котором нет места для личного удовлетворения или

для каких-либо систем, - это единственная подлинная революция. Когда ваш ум

будет в этом состоянии взрыва, вы обнаружите необыкновенные силы творчества

- не только творчества, которое выражается в поэме или скульптуре, или в

картине живописца, а в творчестве, которое всегда связано с состоянием

отрицания.

Я боюсь, что все это становится для вас чистой теорией. Теория,

умозаключение или жизнь среди слов, произнесенных другим человеком, - все

это имеет очень мало значения. Но ум, который действительно вступил на тропу

исследования, ум, начавший путешествие, из которого нет возврата, ум,

занятый исслодованием не только сейчас, во время сегодняшней беседы, но изо

дня в день - такой ум откроет состояние творчества, охватывающее все

существование. Это и есть то, что вы называете истиной или Богом. Для этого

творчества необходима полная уединенность - уединенность без привязанности,

уединенность, спутником которой не должны быть слова, мысли, память. Это

полное отрицание всего, что ум изобрел для своей безопасности. У этой полной

уединенности нет страха, но есть своя собственная необычайная красота, это

состояние любви, а не уединенность реакции, это полное отрицание, не

являющееся противоположностью положительного. Я полагаю, что только в этом

состоянии творчества ум является подлинно религиозным. Такой ум больше не

нуждается в медитации, он сам есть вечность. Такой ум больше не ищет, не

потому, что он нашел удовлетворение своих потребностей, он больше не ищет,

потому что больше не нуждается в поисках. Такой ум является цельным,

всеохватывающим, он безграничен, неизмерим, невыразим словами.


БЕСЕДА ВОСЬМАЯ


Большинство из нас, какое бы место в жизни мы не занимали, находится в

величайшем смятении, если же мы не испытываем этого смятения, то, по крайней

мере, должны испытывать, потому что давление различных мировых событий и

неконтролируемых исторических процессов, происходящих вокруг нас, толкает

нас в узкую колею, где зона свободы становится все меньше и меньше.

Поскольку каждый из нас ищет выхода из этого смятения, хаоса и несчастий, мы

присоединяемся к различным политическим и религиозным движениям. Мы следуем

за их вождями и надеемся найти решение многочисленных проблем, обременяющих

нашу жизнь. Мы находимся в смятении, и поэтому мы пытаемся найти кого-либо,

кто вывел бы нас из этого смятения и несчастий. Мне кажется, что мы лишь с

большой неохотой обращаемся к самим себе с тем, чтобы непосредственно

исследовать проблему. Нам нужен кто-то, кто даст нам готовое решение, нам

нужна система, философия, гуру, вождь, который разрешит наши проблемы и

приведет к внутреннему миру и спокойствию. Но это невозможно: вы сами должны

решить ваши проблемы. С вашего позволения, я хотел бы побеседовать с вами

именно об этом процессе самопознания, обращения к самому себе.

Мы знаем, что ученые разрешили множество проблем, и они могут

удовлетворить все потребности людей. Если бы ученые и политические деятели

договорились, они могли бы разрешить также проблему голода, проблему пищи,

одежды и крова для всех и прекратить уничтожение человека человеком. Они

могли бы это сделать, но они не сделают этого до тех пор,