Джидду Кришнамурти

Бомбейские беседы

но для большинства из нас

символ приобрел гораздо большее значение, чем факт. Мы никогда не смотрим не

дерево без слова, а слово разрушает наше осознание дерева.

Я прошу вас быть внимательными. Слово 'ворона' - это не живое существо,

беспокоящее вас своим криком. Но мы улавливаемся словом, и поэтому никогда

не исследуем истины, лежащей за словом. Итак, необходимо отделить слово, имя

от вещи, необходимо понять, что глагол значительно сложнее и жизненнее, чем

имя по своему содержанию.

Возьмите глагол 'любить'. Если вы очень внимательно посмотрите на него,

вы увидите, что не любите. Все, что вы можете сказать - это: 'я любил' или

'я должен любить'. Вы мыслите в терминах прошлого и того, что должно или

может случиться 'прежде' или 'после'. Вы никогда не находитесь в состоянии

бытия живого, активного настоящего. У активного настоящего, предполагаемого

глаголами, нет ни будущего, ни прошедшего. Мне кажется, что понять это

чрезвычайно важно.

Как я уже сказал, большинство из вас никогда не находится в состоянии

бытия, мы были или надеемся быть, и время - как процесс становления -

представляет очень важный фактор нашей жизни. Но имеется активное настоящее,

включающее в себя 'то, что было', 'то, что есть' и 'то, что будет' без

разделения; нужно понять это необычайное состояние бытия, это живое,

активное настоящее. Существование - это не то, что было или будет,

существование - это теперь, включающее в себя время. Очень важно, чтобы вы,

слушая то, что я говорю, поняли, если сможете, это состояние бытия,

включающее все время, чтобы вы осознали его без усилия, чтобы вы поняли его

значение, не говоря себе: 'Я должен понять'.

Добродетель не от прошлого и не от будущего, это состояние в настоящем,

которое должно быть совершенно бессознательным. В тот момент, когда вы

почувствуете себя добродетельным, вы больше не добродетельны. Человек,

стремящийся культивировать смирение, тщеславен и глуп, потому что смирение

невозможно культивировать. Смирение - это состояние бытия, это не

добродетель, которую следует культивировать, что было бы ужасно.

Культивируемая добродетель всегда ужасна, ибо, культивируя добродетель, вы

перестаете быть добродетельным. Пытаясь приблизиться к идеалу ненасилия, вы

полны насилия.

Итак, поняв что такое 'глагол', в котором 'бытие', 'прошедшее' и

'будущее' входят в активное настоящее, давайте исследуем природу 'Я'.

'Я' представляет собой центр мышления, центр, обусловленный опытом,

знанием. Так же как двигатель привезшего вас автобуса и любая другая сложная

машина является продуктом знания и опыта многих людей. 'Я' - есть выражение

накопленного опыта, памяти и поэтому по своей сущности оно механистично. Это

очень важно понять. 'Я' - вовсе не духовная сущность, это чистый продукт

привычек, опыта, памяти, влияний, выражение коллективных традиций и т.п. Это

процесс мышления, основанный на памяти, знании, опыте, и поэтому

механистический. О чем бы ни думало ваше 'Я' - о Боге, о машине или о

работе, - оно остается в пределах своей ограниченности. Когда вы говорите о

своем 'Я' - Атмане души, о вечном Боге и т.д., это просто привычка, вы

повторяете то, чему вас научили. Коммуниста научили не верить во весь этот

религиозный вздор, и он скажет, что нет ни Бога, ни души, это все - чепуха,

изобретение капиталистов.

Итак, 'Я', наблюдатель, мыслитель, испытывающий - это не духовная

сущность, это механизм памяти, централизованный в виде 'Я', с его

многообразными ограничениями. Таковы факты, но вы возражаете, вы говорите:

'Разве не существует духовный мир, нечто постоянное за пределами всего

этого?' Если уловленный в сеть механистических привычек ум размышляет о

чем-то за пределами их, такой ум, несомненно, глуп. Поэтому очень важно

понять механизм памяти, привычек, который мы называем 'Я'.

Знание механистично. Если вы инженер, ваши инженерные знания - это

нечто, приобретенное вами, и то, что вы приобрели, узнали, - становится