Джидду Кришнамурти

Бомбейские беседы

пока основой их

мышления остается национализм, мотивы собственной личной выгоды. И даже если

бы был осуществлен этот далеко идущий внешний переворот, мне кажется, что

проблема лежит значительно глубже. Это не просто проблема голода, воин,

жестокости в отношениях между людьми, это кризис нашего сознания. В сущности

эта проблема внутри нас. Однако, как бы мы ни были настойчивы и способны,

большинство из нас не имеет жаления очень глубоко познать самих себя. Мы

хотим изменить, переделать мир, но подлинная революция, подлинное изменение

должны произойти не столько вне, сколько внутри нас. Для нас познавать себя

чрезвычайно трудно, и мы пытаемся убежать от этой задачи на путях интеллекта

или чувства преданности чему-либо во вне.

На путях интеллекта мы создаем паутину теорий, мы улавливаемся словами,

идеями. Замечали ли вы, с каким нетерпением мы начинаем обсуждать теории,

как быстро мы можем заблудиться в лабиринте слов? Когда мы играем в эту

игру, мы считаем себя чрезвычайно интеллигентными, но какое все это имеет

значение? Это же пустой вербализм. На путях чувств, эмоций мы цепляемся за

какую-нибудь систему верования либо переходим к преданности идее или вождю.

Во всем этом есть определенное удовлетворение, временное облегчение нашей

проблемы. Но раньше или позже мы замечаем, что наше положение по существу не

изменилось, что перед нами все те же нерешенные проблемы.

Все эти уловки нашего 'Я' так бесполезны, они совершенно не рашают

наших проблем. Только незрелый ум, не знающий, что такое любовь, не

вдыхающий глубоко аромат скорби, - только такой ум убегает к этим

тривиальностям, представляющим собой пустые забавы ума. Вы находите гуру,

идете в храм, преклоняетесь перед образом, и это дает вам временное

облегчение. К несчастью, вас очень легко удовлетворяют эти временные меры, и

вы пытаетесь превратить их в постоянные, развивая у себя привычку

преданности, привычку следования за гуру, за политическим вождем или

каким-либо другим авторитетом. Следуете ли вы за авторитетом в политике или

религии: это всегда, без сомнения, есть зло, потому что следовать за

кем-либо значит желать безопасности, а ум, ищущий безопасности, отрицает

непостоянство жизни. Жизнь, очевидно, является непостоянной. Нет в мире

ничего постоянного, кроме привычки нашего мышления, наших идей. Мы уловлены

этими привычками, и если мы разрушаем одну привычку, то немедленно создается

другая, также стремящаяся к постоянству. Мне кажется, что мы всегда избегаем

центральной проблемы, которая есть мы сами.

Говоря 'мы сами', я имею в виду не только то эгоцентрическое существо,

которое более или менее осознается нами ежедневно, но то существо, которое

является продуктом общества, продуктом данной культуры или цивилизации,

климата и традиций. Если не произойдет глубокого преобразования, я не вижу,

как мы выйдем из этого хаоса. Я говорю об индивидууме, не

противопоставляющем себя обществу. В настоящее время наше действие истекает

не из индивидуального, а из коллективного мышления. Это коллективное

мышление, будет ли оно капиталистическим, фашистским и т.п. - отрицает

индивидуальность, а все творчество в жизни, всякое понимание - продукт

индивидуума, а не массы. В действительности масса не существует, кроме как в

мышлении, в идеях, рабами которых мы являемся.

Для того, чтобы понять весь этот процесс существования, индивидууму

необходимо освободиться от влияния массы, от влияния традиций, от влияния

коллективного мышления, и нет другого средства, нет другого пути, чтобы

открыть двери жизни. Общество - то же самое, что и вы. Общество не

отличается от вас. Хотя у вас может быть свое отличительное имя, счет в

банке и т.д., вы являетесь частью общества, вы не отличимы от общества.

Когда вы говорите, что вы индивидуалист, индуист, коммунист и т.п., это

значит, что вы являетесь частью определенной культуры, определенного

общества, благодаря которому у вас сложился определенный образ жизни,