Джидду Кришнамурти

Бомбейские беседы

Ненависть

распространяется все шире, а отчаяние - не просто проблема молодого

человека, который не может найти работу, это только часть, только

поверхностное выражение проблемы отчаяния. Отчаяние - не просто чувство,

которое вы испытываете после смерти близкого человека или когда вы хотите,

чтобы вас любили и не получаете любви. Отчаяние, без сомнения, нечто более

значительное, глубокое. Для того, чтобы найти путь из отчаяния, для того,

чтобы выйти за пределы ненависти, а также за пределы надежды (ведь надежда,

улавливающая всех нас, всего лишь противоположность отчаяния), мне кажется,

мы должны исследовать вопрос о том, что же в действительности представляет

собой религиозный ум, религиозный дух.

При правильном исследовании не может быть простого принятия или

отрицания. Большинство из нас всегда говорит либо 'да', либо 'нет'. Наш

ответ на трудности жизни зачастую является установкой на принятие, 'да',

сказанным жизни. Но жизнь слишком сложна, слишком необъятна, чтобы простое

'да' оказалось удовлетворительным. Те, кто говорят 'да', следуют традиции со

всей ее мелочностью, узостью, жестокостью, они удовлетворены так называемым

прогрессом, внешней эффективностью, они принимают вещи такими, как они есть,

и плывут по течению, не желая, чтобы их слишком беспокоили. Те, кто говорит

'нет', - это люди, отвергающие мир, следуя путем отрицания, они убегают от

мира в религиозный символизм, в фантастические мифы разных видов. Они

становятся монахами, санниази или вступают в одну из религиозных

организаций. Какая у вас жизненная установка, к какой категории принадлежит

каждый из вас?

Есть святые и есть политики. Политики - это люди, говорящие 'да', они

принимают непосредственную данность вещей, их ответ на эту непосредственную

данность поверхностен. Наоборот, святые - это люди, говорящие 'нет'. Они

чувствуют, что мир недостаточно хорош, что должен быть более глубокий ответ,

поэтому они уходят из мира, отрицают его. Мне кажется, большинство из нас не

отрицает и не принимает жизни очень глубоко, удовлетворяясь словесными 'да'

или словесными 'нет'.

Если мы действительно хотим исследовать, что такое религия, я думаю, мы

должны начать с внутренней ясности, говорим мы миру 'да' или 'нет'. Нет,

сказанное миру, часто бывает только интеллектуальным, человек восстал против

мира, не исследовав действительно глубоко дух религии. Интеллектуально вы

порываете со всем, пока ничего не останется также, как ничего не останется

от цветка, если вы воторвете его от стебля и бросите у дороги; и ваши

надежды, в конце концов, принуждают вас принять какую-либо форму религиозных

верований.

Многие из нас не слишком интеллектуальны или агрессивны, нас

удовлетворяет легкая, посредственная жизнь и прогресс, процветание,

умножение принадлежащих нам вещей только превращает нас в рабов в еще

большей степени. Совершенно очевидно, что мы быстро становимся рабами машин,

рабами вещей, и не нужно быть очень глубоким наблюдателем, чтобы увидеть,

как наш поверхностный ум удовлетворен своим рабским состоянием.

По мере того, как ум все больше превращается в раба, зона свободы,

естественно, все сужается. Если вам недодают принадлежащие вам вещи, вы

жаждете новых вещей, или действия или власти. Если вы не можете достичь этих

целей, вы чувствуете разочарование, впадаете в отчаяние и спасаетесь

бегством с помощью религиозных верований, с помощью церкви, храма,

символики, ритуалов и т.п. Если мы не ищем выхода в религии, в нас

накапливается гнев против мира - а гнев порождает свое собственное действие.

Гнев очень легко переходит в действие, не правда ли? Когда вы восстаете,

движимые гневом, гнев дает вам энергию, а энергия пробуждает ваши

способности. Все это считается чем-то новым и оригинальным. Но гнев, цинизм,

горечь и отчаяние - эти чувства, безусловно, не нужны для подлинного

понимания наших жизненных проблем. Мы не знаем, что такое действительно

хорошая жизнь, мы не знаем, каков