Джидду Кришнамурти

Бомбейские беседы

/>

мыслей.

Итак, вы раб различных влияний, и поэтому, безусловно, необходимо

понять эти влияния, это давление на вас, если вы хотите понять себя, ибо вы

представляете собой продукт этих влияний.

Вы продукт не только ваших отца и матери, но тысячи вчерашних дней,

тысячи поколений, вы продукт всего человечества. Если вы понимаете это,

жизнь становится необыкновенно скучной, бесконечной борьбой без особого

значения, и возникает философия отчаяния или же философия удовлетворенности

вещами такими, какие они есть, что представляет собой простое принятие

существования. Все это кажется совершенно очевидным.

Итак, вы должны видеть такой факт, что вы и есть мир, что без перемены

в вас самих, без полной револющии ума, революции путей вашего мышления вы не

можете добиться фундаментальных изменений в мире. В особенности, в такой

перенаселенной стране, как Индия, вы должны начать с самих себя. Должна

произойти революция в ваших отношениях к людям и вещам окружающего вас мира.

Добродетель расцветает в отношениях между людьми, если вы не понимаете, что

такое добродетель, все ваши социальные реформы и бесчисленные внешние

изменения приведут только к новым несчастьям в крайне поверхностном

существовании.

Итак, мне кажется, что очень важно понять самого себя, но вы делаете

это чрезвычайно неохотно, говоря: 'Что я должен понять о самом себе? Я очено

хорошо знаю себя'.

Прежде, чем обратиться к этому вопросу, я полагаю, важно понять

значение слова 'глагол'. Глагол, бузусловно, предполагает неразрывность

движения, активное настоящее, хотя в нем и есть элемент времени, залкючающий

прошедшее и будущее так же, как и настоящее, глагол предполагает

всеохватывающее состояние, не правда ли? 'Я был', 'я есть' и 'я буду' - если

вы углубитесь в это, вы найдете здесь всеохватывающее состояние, активное

настоящее, являющееся вневременным. Но большинство из нас уловлено в сеть 'я

был' и 'я буду', для нас нет активного настоящего. 'Я был' - это память, 'я

буду' - тоже память, проекция прошлого через настоящее на будущее. Мы

говорим: 'Я был разгневан, и я больше не буду гневаться', таким образом,

возникает отставание, интервал, превращающийся для нас в средство достижения

будущего. Для большинства из нас глагол предполагает не одно, а три

отдельных состояния: 'Я не буду больше жадным' и отставание между ними,

которое представляет собой усилие стать нежадным.

Очень важно понять, что глагол предполагает полное, а не расчлененное

действие. Его содержание состоит не только из обертонов, что было и того,

что будет, но также из того, что происходит в настоящий момент. Но

большинство из нас не осознает того, что действительно происходит в

настоящий момент, мы заняты тем, что было, или тем, что будет. Если вы

понаблюдаете за своим умом, вы увидите этот факт, сделаете необычайное

открытие, что вы никогда не заняты существованием в настоящем, а только

существованием в прошлом и становлением будущего. Если мы не осознаем этого

факта внимательно, с пониманием и широтой, мы не сможем понять, что такое

самопознание. Я полагаю, что именно из-за отсутствия этого понимания

большинство из нас становится такими поверхностными в том, что мы называем

самопознанием.

Я собираюсь поиграть немного с содержанием слова 'глагол'. Я говорю

'поиграть', потому что тот, кто не умеет играть, никогда не сделает

открытий. Понятно ли это вам? Если вы не способны к смеху, то вы не знаете,

что такое скорбь, вы не знаете, что такое быть действительно серьезным. Если

вы не умеете улыбаться не просто губами, а всем существом - глазами, - умом

и сердцем, - тогда вы не знаете, что такое быть простым и получать от всех

мелочей жизни.

Без сомнения, глагол так же, как и имя предмета, является действенным.

Имя никогда не то же самое, что и вещь. Реальное слово дерево и дерево

совершенно не похожи друг на друга. Символ никогда не является фактом

действительности, никогда не является истиной,