Джидду Кришнамурти

Бомбейские беседы

из числа

изобретенных людьми для этой цели. Скорбь нужно понять, а понимание не от

времени. Понимание приходит вместе со взрывом, с восстанием, с колоссальным

всеохватывающим недовольством. Но ведь мы ищем легкого пути, чтобы заглушить

наше недовольство. Мы занимаемся общественной деятельностью, загружаем себя

работой, идем в храм, поклоняемся созданным нами идолам, цепляемся за

какую-нибудь систему или верование - все это, без сомнения, только убегание,

и все это нужно нам, чтобы не смотреть в лицо фактам. Просто смотреть на то,

что есть. Это никогда не вызывает скорби. Скорбь никогда не возникает просто

от того, что вы видите свое тщеславие. Но в тот момент, когда вы хотите

изменить ваше тщеславие во что-то другое, в этот момент начинается борьба,

тревога, бедствие, которое в конечном счете приводит к скорби.

Когда вы любите что-либо, только тогда вы действительно внимательны, но

как редко вы смотрите глазами любви на все то, что нас окружает. Для того,

чтобы осознать значение смерти, нужен своего рода взрыв, который молниеносно

сжигает все символы, идеалы, успокоительные верования, и тогда вы смотрите

на смерть с полным и всеохватывающим вниманием. Это очень печальный факт, но

вы, вероятно, никогда не смотрели на что-либо с полным вниманием, не правда

ли? Смотрели ли вы на вашего ребенка с полным вниманием, всем своим

существом, т.е. без предубеждения, без одобрения или осуждения, не говоря и

не чувствуя: 'Это мой ребенок'? - если вы можете это сделать, вы откроете

необычайную значимость и красоту ребенка. Тогда больше не будет разделения -

вы и ваш ребенок, но не будет и искусственного отождествления с ребенком.

Когда вы смотрите на что-либо с полным вниманием, нет места отождествлению,

потому что нет места разделению.

Точно также - можете ли вы смотреть на смерть с полным вниманием? Это

значит - посмотреть без страха, всем своим существом, и вы увидите, что

смерть имеет совсем другое значение. Именно страх заставляет вас спрашивать,

что будет после смерти, и страх находит свой ответ в веровании, что после

смерти имеется или не имеется продолженность существования. Но когда вы

смотрите с полным вниманием на то, что называется смертью, у вас нет печали.

В конечном счете, что я чувствую, когда мой сын умер? Я растерян. Он ушел и

никогда не вернется. Я чувствую пустоту, одиночество. Он был мой сын, в

существование его я вложил все свои надежды на бессмертие, на увековечивание

своего 'Я', а теперь эти надежды на продолженность существования разбиты, и

я чувствую себя совершенно несчастным. Поэтому я так ненавижу смерть, это

ужасная вещь, от которой нужно как-то отгородиться, потому что она

раскрывает мне, что я собой представляю. Я отгораживаюсь от смерти через

верования, через различные формы убегания, поэтому страх продолжается, а от

страха рождается скорбь.

Итак, скорбь не кончается через какое-либо действие воли. Как я уже

говорил, скорбь может окончиться только тогда, когда вы порвете со всем, что

ум изобрел для того, чтобы убежать от скорби. Вы полностью оставляете все

символы, мифы, идеи, верования, потому что вы действительно хотите видеть,

что такое смерть, действительно хотите понять, что такое скорбь - для вас

это жгучий вопрос, вы стремитесь к осознанию всем своим существом. Что же

тогда происходит? Вы находитесь в состоянии интенсивного осознания, вы не

принимаете и не отрицаете, потому что вы не пытаетесь убежать. Вы встречаете

факт таким, каков он есть. И когда вы таким образом встречаете факт смерти,

факт скорби, когда вы таким образом встречаете все, что случается с вами в

каждый момент, вы обнаруживаете, что происходит взрыв, не рожденный

постепенностью, медленным движением времени. Тогда смерть приобретает

совершенно другое значение.

Смерть - это неизвестное, также как скорбь. Вы не знаете в

действительности скорби, вы не знаете ее глубины, ее необыкновенной

жизненной силы. Вы знаете только реакцию на смерть, но не действие смерти

помимо обусловленных реакций, вы не знаете