Джидду Кришнамурти

Бомбейские беседы

являющиеся

процессами известного и ничего больше, он не в состоянии понять или уловить,

или почувствовать неизвестное.

Что же в таком случае представляет собой медитация? Медитация имеет

величайшее значение, потому что вся жизнь есть медитация - медитация в

смысле состояния, в котором границы ума разбиты, в котором нет 'Я', нет

центра, а поэтому нет периферии. Без медитации жизнь становится крайне

поверхностной, механистической. Поэтому медитация необходима, она так же

важна, как дыхание. Это значит, что вы должны оставить все, что вы читали и

чему вас учили о медитации, потому что в противном случае вы не будете

наблюдать, не будете экспериментировать.

Медитация, безусловно, никогда не является процессом концентрации,

потому что высочайшая форма мышления - это отрицательное мышление.

Положительное мышление разрушительно для исследование, для открытия. Я

сейчас думаю вслух отрицательно. Творчество приходит через отрицание,

отрицание не является противоположностью положительного, это состояние, в

котором нет ни положительного, ни отрицательного, как реакция на

положительное. Подлинное отрицание - это состояние полной пустоты, только

когда ум пуст в этом смысле слова, только тогда возможно творчество. То, что

рождается из этой пустоты, есть отрицательное мышление, которое не

ограничено ничем положительным или отрицательным со стороны ума.

Итак, концентрация - это не то же самое, что медитация. Если вы

понаблюдаете, вы увидите, что концентрация - это форма исключения, а там,

где есть исключение, есть мыслитель, который исключает. Мыслитель, тот кто

исключает, тот кто концентрируется - вот источник противоречия, потому что

он создает центр, от которого возможно отклонение. Концентрация не является

путем медитации, это не путь открытия того, что может быть названо

неизмеримым. Концентрация предполагает исключение, она предполагает

мыслителя, делающего усилие, чтобы сконцентрироваться на чем-то. Но

состояние внимания, не являющееся концентрацией, не имеет границ, это отдача

всего вашего существа чему-то без какого-либо исключения.

Я прошу вас поэкспериментировать, пока я говорю. Посмотрите, можете ли

вы быть в таком состоянии внимания, чтобы функционировал не только ваш ум, а

пробудилось бы все ваше существо. Не говорите: 'Что вы имеете в виду под

существом?'. Дело не в словесных определениях. Пусть все ваше внимание будет

активным без выбора, это означает, что вы будете слышать шум автобусов и

трамваев, что вы услышите тишину. Если все ваше внимание будет активным, вы

обнаружите, что вы также слушаете меня с изумительной ясностью и

проникновением, но если вы просто концентрируетесь, то имеется исключение и

поэтому нет подлинного внимания.

Концентрация - это сужение поля активности ума. Такое сужение может

быть очень эффективным для школьника на уроке, но мы говорим обо всем

жизненном процессе, поэтому исключительная концентрация на каком-либо

частном аспекте делает жизнь мелочной. Если же у вас есть полное внимание,

жизнь становится бесконечной и неизмеримой умом.

Вам говорили, что есть разные пути медитации о реальности, о Боге, если

вы предпочитаете это слово. Но разве существуют пути, методы, системы, с

помощью которых вы можете достичь чего-то живого? Возможно найти путь к

статичному, фиксированному, мертвому, но не к живому. Если вы хотите понять

вашу жену, вашего соседа, вашего друга, для этого нет 'пути', нет системы, с

помощью которой можно понять живое человеческое существо. Точно также вы не

можете проникнуть к живому, динамичному с помощью какого-либо пути или

метода, но вы сводите реальность, Бога к чему-то статичному и затем

изобретаете методы для достижения его.

Итак, концентрация не является путем медитации, и нет никаких методов,

систем или практических способов, какие могли бы привести вас к реальности.

Если вы увидите эту истину - что ни одна система, какой бы она ни была

утонченной, какой бы они