Джидду Кришнамурти

Бомбейские беседы

противоречия. Не спрашивайте:

'Как я могу достичь его?' Это не идеал, не вещь, которую вы должны

приобрести, не цель, к которой вы должны стремиться. Если любовь становится

для вас идеалом, выбросьте ее прочь, потому что новый идеал внесет в вашу

жизнь еще больше противоречия. У вас и без того достаточно идеалов,

достаточно несчастий - не прибавляйте еще одного. Мы говорим о чем-то

совершенно ином: об освобождении ума от всех идеалов, и тем самым от всякого

противоречия. Если вы видите истину моих слов, этого совершенно достаточно.

Понимание не является ни вашим, ни моим достоянием, его нельзя найти с

помощью какой-либо книги - оно анонимно. Когда ум слушает, не принимая и не

отрицая, не сравнивая и не оценивая, когда ум моментально раскрывает истину

всего происходящего, ум находится в состоянии понимания, это понимание

совершенно анонимно. Все великое анонимно. Истина также анонимна, и вы

должны быть в состоянии анонимности, если хотите, чтобы она к вам пришла.

Всякое творчество анонимно - всякое истинное творчество, создающее нечто на

пустом месте.

Мышление, основанное на опыте, вызывает внутреннее противоречие. Что

означает слово 'опыт'? Имеется вызов и реакция, реакция на вызов - это опыт,

который становится памятью. Такая память рождает мысль, говорящую: 'Это

правильно, а то неправильно', 'Это хорошо, а то плохо', 'Это я должен

делать, а то я не должен делать' и т.д. До тех пор, пока ум представляет

собой такой осадок опыта, пока существует мысль, коренящаяся в памяти,

внутреннее противоречие неизбежно.

Это очень трудно понять, потому что для большинства из нас жизнь

основана на опыте. Мы движемся от одного опыта к другому, и каждый опыт,

накопляемый в виде памяти, обуславливает и формирует наш будущий опыт. Но

имеется состояние ума, порождающее всеобъемлющее действие, когда идея не

существует отдельно от действия, нет приспособления действия к идее. Если вы

действительно начинаете исследовать это состояние понимания, вы сами

откроете изумительную полноту, всеобъемлемость, цельность ума, не имеющего

прошлого и будущего, такое состояние неизбежно влечет за собой действие.

Сама жизнь становится действием без противоречия, с необыкновенным чувством

блаженства, со спокойствием, которое неповторимо и не может быть достигнуто

через подражание или изучение чужого опыта. Это спокойствие приходит

загадочно, окутанное покровом тайны, вы не должны просить, чтобы оно пришло.

Оно приходит, только когда вы очень глубоко проникли в самого себя и вырвали

корни всех ваших условностей, обычаев, методов, идеалов и предрассудков.

Лишь тогда вы найдете любовь и вместе с тем полную свободу от зла, а также

от добра, потому что добро и зло являются разновидностями рабства. Свободна

только любовь.


БЕСЕДА ТРЕТЬЯ


Сегодня я хочу говорить о знании, опыте и смирении. Но прежде чем

углубиться в эти вопросы, я считаю важным исследовать природу смирения.

Смирение, о котором я говорю, не является чем-то приобретенным или

достигнутым или культивируемым. Добродетель, за которую борются, которая

культивируется, накопляется постепенно, перестает быть добродетелью. Это

важно понять. Либо у вас нет жадности и зависти, либо у вас они есть; если

вы жадны, завистливы, вы не можете культивировать отсутствие жадности и

зависти. Мы думаем о смирении как о качестве, которое должно быть постепенно

приобретено, и из-за этого мы совершенно не понимаем очень простой и в то же

время необыкновенно глубокой природы смирения, а без смирения мы не можем

идти дальше.

Состояние смирения необходимо для всякого исследования. Это

'всеохватывающее' чувство без центра, из которого ум может сказать: 'Я

смиренен'. Человек, который путем стремления к чему-то намерен освободиться

от какой-либо проблемы, не находится в состоянии смирения. Смирение имеется

только тогда, когда ум хочет ясно видеть проблему независимо от того, что

принесет ее исследование. Такой ум действительно исследует.