Джидду Кришнамурти

Бомбейские беседы

- это не просто

листья, цветы, ветви, ствол или корни, это целое, включающее в себя все это.

Точно также ум - это целое, поэтому чувствовать целостность ума, осознавать

эту целостность - это действительно начало медитации. Если мы не чувствуем

целостности ума, мы сводим его к простой машине, чем он и является для

большинства из нас.

Для большинства из нас ум - это слово, образ, символ, это процесс

наименования из заднего плана памяти, опыта. Научившись выполнять какую-либо

работу, мой ум продолжает функционировать автоматически, установив

определенные отношения с женой или мужем, с детьми, с обществом, я

поддерживаю их без дальнейшей работы мысли. Мои ответы на различные стимулы

являются механическими. Мой ум стремится избежать беспокойств, он не желает

спрашивать, не желает состояния неуверенности, поэтому он устанавливает

определенный шаблон поведения и мысли, шаблон отношений к людям и к природе,

а также к собственности, к вещам. Посмотрите, хотя бы, в каком рабстве

находится ум по отношению к словам 'Любовь', 'Бог', 'Индия', 'Гита'. Ум

изобретает символы, становится рабом, в результате символы приобретают

гораздо большее значение, чем живая жизнь.

Ум накапливает знания, которые представляют собой символы, слова, и

если ум не в состоянии освободиться от символов, от слов, от памяти, которая

есть знание, то он никогда не сможет проникнуть в беспредельность внутри

самого себя.

Само собой разумеется, что есть вещи, которые мы должны знать и не

можем забыть. Мы не можем забыть свой язык, дорогу домой, наши

профессиональные знания, достижения науки. Но есть другая часть ума,

проецирующая себя во времени, создавая будущее как цель, которая должна быть

достигнута. Ум такой, как мы его знаем, есть время; он результат времени,

времени как 'до' и 'после', времени как процесса жизни в прошлом или

будущем, что, естественно, препятствует пониманию настоящего. Я не говорю о

хронологическом времени, о времени как психологической необходимости для

развертывания постоянного процесса достижения, который мы называем

эволюцией. Мы говорим, что для понимания нам нужно время, имея в виду

будущее.

Жизнь сложна, так же как и ум. Вы должны увидеть перед собой эти

проблемы, не будет никакой пользы, если вы прото скажете: 'Помогите мне

освободиться от работы перед временем'. То6 что вы безусловно можете сделать

- это полностью осознать шаблоны вашего ума и, так сказать, проскользнуть

через них к состоянию, неизмеряемому умом, потому что все, что бы ни делал

ум для своего освобождения, всегда остается в поле времени. Всякое усилие,

производимое умом, еще более ограничивает ум, потому что усилие связано с

борьбой для достижения цели. И с таким ограниченным умом, находящимся в

рабстве, вы пытаетесь медитировать?

Я прошу вас прежде всего ясно увидеть проблему. Проблема не в том, как

и чем медитировать, а способен ли вообще ум к медитации. Нам говорили, что

мы должны медитировать, и с помощью медитации мы надеемся достичь результата

- счастья, Бога, истины и т.п. Поэтому мы делаем усилие, чтобы медитировать,

а там, где есть усилие, есть и элемент времени. Мы говорим: 'С помощью

дисциплины, с помощью практики, с помощью самоконтроля, через постепенность,

разворачивающуюся во времени, я достигну понимания Бога!

По-моему это совсем не медитация. Это чистый самогипноз, проекция ваших

иллюзий и вашего опыта; с помощью такой проекции вы можете иметь видения, но

вы не достигнете свободы. Вы слышали, что состояние медитации необычайно

прекрасно, что медитация дает человеку внутреннее спокойствие и тишину,

поэтому вы контролируете и дисциплинируете свой ум, делая усилие

медитировать, в надежде достичь таким образом тишины и спокойствия.

Однако, прежде чем вы сможете достичь этой тишины, прежде чем вы

сможете увидеть истину, Бога, вы должны понять ум в состоянии медитации,

иначе что бы вы не предпринимали, ваш ум будет по-прежнему находиться в поле

своего