Джидду Кришнамурти

Бомбейские беседы

Ум может узнавать

новое только когда он не приобретает, не накопляет, а находится в

непрерывном движении. Ум не может двигаться, не может узнавать новое, будучи

обременен приобретенным, накопленным ранее, ибо тогда он находится в

статическом состоянии. Познавание представляет собой постоянное движение;

здесь нет статического состояния, нет фиксированной точки, из которой

возникает действие.

Имеется большое различие между слушанием с накоплением и без

накопления; это два совершенно разных состояния. Вы слушаете без накопления,

только когда вы не переводите услышанное в термины того, что вы слышали

раньше. Когда вы слушаете с накоплением и слушаете дальше, исходя из

накопленного знания, вы перестали по-настоящему слушать.

Думали ли вы когда-нибудь о природе любви? Любовь - это одно, а

накоплять любовь - совершенно другое. Любовь не от времени. Вы не можете

сказать: 'Я накопил любовь во времени', ибо это бессмысленно. Если вы

говорите это, ваша любовь мертва, вы больше не любите. Состояние любви не от

прошлого и не от будущего. Точно также знание - это одно, а движение

познания - совершенно другое. Знание связывает, а движение познания не

связывает. Знание неразрывно связано со временим, а движение познания

вневременно. Если я хочу узнать природу любви, медитации, смерти, я не

должен ничего принимать или отрицать. Мой ум находится не в состоянии

сомнения, а в состоянии исследования, свободен от времени, т.к. он не

накопляет.

Если ум не будет свежим, обновленным, чистым, природа вневременного,

природа бессмертия не может быть понята. Я не употребляю сейчас слово

'бессмертие' в его обычном смысле. Я использую его, чтобы обозначить чувство

неизмеримой бесконечности, чувство, наполняющее ум, освободившийся от границ

и пределов. Я не говорю о бессмертии, которого желает мелочный ум,

стремящийся жить вечно. Это вовсе не бессмертие - это рабство,

порабощенность временем. Я хочу раскрыть природу вневременного бессмертия.

Чтобы сделать это, мой ум должен находиться в состоянии исследования, в

непрекращающемся движении познавания, а не в состоянии омертвелого знания,

кладущего конец дальнейшему познаванию. Именно в этом заключен источник

несчастья для многих.

Сознательно или бессознательно ум накопил большой опыт; может ли такой

ум быть в состоянии чистоты, свободно смотреть, наблюдать, действовать без

заднего плана прошлого, рабства перед временем? Является ли для вас это

проблемой? Вероятно нет. Но эта проблема непременно встает перед каждым, кто

исследует жизнь, потому что все, что мы знаем в жизни - это разочарования и

отчаяние и лишь время от времени мимолетные мгновения радости. Хотя иногда

мы испытываем прикосновение радости, в целом для большинства из нас жизнь -

ужасная вещь, и наши глаза полны слез. Жизнь ставит перед нами вопросы, на

которые нет и не может быть ответа; жизнь должна быть заново понята в каждый

ее момент. Но мы всегда ищем ответа, и ответ, который мы находим, неизбежно

соответствует шаблонам того, что мы называем нашим знанием. А когда рано или

поздно обязательно оказывается, что ответ согласно шаблону - вообще не

ответ, мы опять впадаем в отчаяние.

Когда ум действительно начинает исследовать все это, он хотя бы чисто

интеллектуально видит необходимость быть во вневременном состоянии. Время -

это отчаяние, потому что во времени есть только завтра. Это завтра может

повторяться сто и более раз, но в конце всего этого процесса нет никакого

ответа. Страдание все еще здесь. Поэтому наша жизнь хаотична и нет конца

нашим страданиям, сколько бы мы о них не философствовали. Поэтому

исследование природы вневременного чрезвычайно полезно и важно.

Время - это накопление опыта, всякое накопление опыта порождает время -

переход от прошлого через настоящее к будущему. Время может разрешить

технические проблемы, вскоре у нас будут машины для путешествия на Луну и

т.п. Но глубокие человеческие проблемы никогда