Джидду Кришнамурти

Бомбейские беседы

в творческом состоянии отрицания, такой ум может

исследовать и делать открытия.

Я надеюсь, что вы не просто ограничиваетесь простым выслушиванием

объяснений, потому что слово - не то же самое, что обозначаемая им вещь, а

просто символ, символ же никогда не является реальностью. Человек,

удовлетворенный символом, живет в пустыне, среди пепла реальной жизни.

Итак, я исхожу из того, что ваш ум подготовлен к исследованию. Перед

нами стоит вопрос: что такое религиозный ум? Вы делаете во имя религии

многое такое, что совсем не относится к религии. Когда вы увидите эту

истину, этому наступает конец, ложное отходит прочь. Что же такое

религиозный дух? Без сомнения, религиозный дух - это своего рода взрыв, в

котором исчезает, полностью уничтожается всякая привязанность.

Имеется только привязанность, нет такой вещи, как отречение от

привязанности. Ум изобретает отречение как реакцию на боль привязанности.

Когда вы реагируете на привязанность, вы становитесь привязаны к чему-либо

еще. Таким образом, весь этот процесс является процессом привязанности. Вы

привязаны к своей жене, мужу, к детям, традициям, авторитетам и т.п., вашей

реакцией на эту привязанность является отречение. Культивация отречения -

результат скорби и боли. Вы хотите убежать от боли привязанности, и вы

убегаете, пытаясь найти что-то, к чему, как вы думаете, вы не можете

привязаться. Во всем этом процессе есть только привязанность. Культивация

отречения - занятие глупого ума. Все свяценные книги говорят: 'Отрекитесь от

привязанности', но какова же истина? Если вы понаблюдаете за своим умом, вы

увидите необыкновенную вещь: культивируя отречения, ваш ум становится

привязанным к чему-либо еще.

Религиозный дух - это взрыв, уничтожающий всякую привязанность, ум

перестает быть привязанным к чему-либо. Такова, без сомнения, природа любви.

Любовь несовместима с привязанностью. Желание ведет к привязанности, память

ведет к привязанности, ощущение - это бездна привязанности, но если вы

понаблюдаете, вы увидите, что в любви - все равно, к одному или ко многим, -

нет привязанности. Привязанность предполагает прошлое, настоящее и будущее.

У любви нет прошлого, настоящего или будущего. Только память ограничена

временем - память того, что вы называете любовью.

Итак, ум исследующий, проникающий в то, что называется религией - это

ум в состоянии всеохватывающего восстания. Вы знаете, что довольно легко

восстать против чего-нибудь одного - против бедности, против вашей семьи,

против традиций, против данной религиозной системы. Когда мы восстаем против

определенной религии, мы обычно присоединяемся к какой-либо другой религии,

мы восстаем против индуизма и присоединяемся к христианству или буддизму и

т.п. Такое восстание является простой реакцией, это не полная руволюция, не

всеохватывающее преобразование.

Ограничиваетесь ли вы тем, что просто слушаете меня, или также

наблюдаете за своим умом? Мои слова - простое отражение ваших собственных

мыслей, осознанных вами или остающихся бессознательными. Я описываю

состояние вашего ума, и если вы только слушаете мои слова и не наблюдаете

своего ума, вы по-прежнему остаетесь в скорби и смятении. Восстание, о

котором я говорю, направлено против всех форм привязанности, но не как

реакция. Вы видите истину, что ваша привязанность к определенным

интеллектуальным объяснениям привела вас в бесплодную пустыню. В вашей жизни

различные мелкие взрывы или реакции оставили следы в вашем уме, и вы

привязаны к этим следам. Ум с такими следами утратил гибкость, окаменел.

Такое окаменение, в сущности, представляет привязанность к тому, что вы

делали прежде, к памяти вашего опыта. Всеохватывающая революция, о которой я

говорю - это полное осознание истинного характера привязанности, это само

состояние взрыва.

Быть может, все это довольно трудно понять большинству из нас, потому

что мы привыкли думать о революции в терминах изменения от одной формы

обусловливания