Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 5)

поместить себя в любую, запрограммированную

тренером или спортсменом, ситуацию. Это состояние позволяет вести реальные

борцовские схватки или выполнять любые физические упражнения, полностью перевоплотившись

в любую заданную личность, причем после выхода из СК амнезии не наблюдается.

Спортсмен хорошо помнит все, что он выполнил. Полученные двигательные навыки

хорошо сохраняются.

Педагогические наблюдения показали, что с помощью СК легко и эффективно устраняются

различные спортивные аномалии, такие как усталость, переутомление, состояние

апатии, спортивная лихорадка, спортивные страхи, закрепившиеся деффекты техники,

раздражительность, чувство пресыщения от занятий спортом, отсутствие аппетита,

плохой сон и т.д.

Многократное использование СК не снижает волевых качеств у спортсменов, наоборот,

отмечается их резкое повышение.

Правильное, физиологически обоснованное самовнушение в СК совершенно безвредно.

Психологическим механизмом самовнушения является специальным образом развиваемое

эмоционально окрашенное воображение (9). Эффективность формул самовнушения

в СК в значительной степени зависит от той физиологически точной информации,

которую они содержат. Причем эта информация должна образно отражать програм-

мируемую цель самовнушения. Важной составляющей высокой эффективности самовнушений

в СК является внутренняя психологическая установка (9).

Анализ с помощью электроэнцефалограммы процессов, происходящих в мозге в СК,

показал, что наступает значительная редукция альфа-ритма с последующей депрессией

его на протяжении всего эксперимента. Обсуждение результатов педагогических

наблюдений и исследований позволяет сделать вывод о целесообразности применения

метода К в практике физической культуры и спорта в следующих случаях (8):

1) для повышения спортивной работоспособности; 2) для улучшения восстановления

при значительном утомлении и переутомлении (в сочетании с другими средствами);

3) для создания мобилизационной готовности перед нагрузками, тренировкой или

соревнованием; 4) для самовнушенного сна- отдыха (на заданное время); 5) для

выполнения идеомоторной тренировки; 6) для повышения темпов специальной тренирован-

ности; 7) при разучивании новых движений любой сложности; 8) для самовоспитания;

9) для развития внимания, воображения, памяти и т.д.; 10) для краткосрочного

вскрытия внутренних резервов организма и демонстрации спортивного результата,

превышающего уровень тренированности (но не более чем на 20%).

На основании сказанного выше можно сделать следующие выводы:

1. Все 220 человек, обучавшиеся СК по экспресс-методике, освоили программу

обучения за нормативное время - 1-2 мин.

2. Применение СК позволяет эффективно строить учебно- тренировочный процесс.

3. Предложенный метод одновременного развития психических и физических возможностей

спортсменов позволяет рассматривать его как новый, эффективный метод психофизической

подготовки человека.

Состояния К в подготовке юных дзюдоистов. Используемые в настоящее время методы

психической саморегуляции (1-4) в подготовке юных дзюдоистов, на наш взгляд,

не отвечают тем требованиям, которые предъявляются к этому важнейшему разделу

психофизической подготовки в практике юношеского спорта.

Новый метод саморегуляции отличается быстротой и легкостью освоения. Среднее

время, которое требуется для обучения, составляет 1-2 мин.

В нашем исследовании принимали участие 75 спортсменов, разделенных на 4 группы.

В 1-ю группу (20 человек) вошли новички, дзюдоисты первого года обучения в

возрасте 10-12 лет; во 20-ю (20 человек) - дзюдоисты юношеских разрядов, второго

и третьего года обучения в возрасте 13-15 лет, в 3-ю (20 человек) - дзюдоисты

1 и П разрядов и кандидаты в мастера спорта, третьего-пятого года обучения

в возрасте 16-18 лет, в 4-ю, контрольную (15 человек) - дзюдоисты юношеских

разрядов, второго и третьего года обучения в возрасте 12-16 лет.

Контрольная группа обучалась классической аутогенной тренировке в течение

4 нед. (по 3 раза в неделю). При обучении учитывались рекомендации А.В.Алексеева

(1).

Первые 3 группы на последнем занятии 4-й недели были обучены СК за нормативное

время (1-2 мин.). Все 4 группы, освоив саморегуляцию, стали использовать