Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 5)

методов глубинной психотерапии, выполнил американский исследователь Станислав

Гроф. Признание среди специалистов получили его работы: Области бессознательного

(1975), Встреча человека со смертью (1977), ЛСД-терапия

(1980), За пределами мозга (1985), Приключение самооткрытия:

измерения сознания и новые перспективы психотерапии и внутреннего исследования

(1986), Области бессознательного: данные исследований ЛСД (1988)

и др. По результатам своих почти 30-летних психоделических исследований, Гроф

попытался описать картографию трансперсонального сознания, соединив свои теоретические

подходы с психоаналитической западной психологией и восточной вульгарной мистикой.

25 лет Гроф принимал лично наркотики, выполнив за это время свыше полутора

тысяч наркосеансов. Гроф на личном примере смог описать измененные состояния

сознания, которые возникают в результате приема наркотиков, что для науки

бесценно. Главный вывод Грофа, психиатра, доктора медицины, что ЛСД может

быть использован за рамками медицины для самосовершенствования человека. Однако,

учитывая негативную реакцию чиновников от медицины на ЛСД-терапию, Гроф изменил

своим взглядам и стал искать иные, нефарма- кологические методы приведения

сознания в особое измененное состояние, которое может служить рабочим

фоном для воздействия на психику и физиологию человека. Со временем

собственная психика Грофа стала подводить талантливого ученого

и он стал путать воображаемое с реальным. В результате его научные

взгляды сильно трансформировались, он увлекся Прана- ямой, безграмотно вырвав

из нее учащенное глубокое дыхание и объявив возникающий транс панацеей от

всех болезней и главным условием духовной самореализации (нечто похожее на

теорию и практику метода Бутейко, который также вырвал из Пранаямы

одно упражнение и объявил его панацеей и авторским методом оздоровления).

Свои методы оздоровления Гроф назвал холотропным дыханием, ребефингом

и трансперсональной психологией. Став руководителем созданной

им Международной транс- персональной ассоциации, Гроф занялся околонаучной

дея- тельностью по созданию методов выхода в астральный

мир, реинкарнации, духовной самореализации и

т.п. психо- аналитического бреда, правда, без фрейдовской сексуальной озабоченности.

Тем не менее, Гроф все-таки был когда-то настоящим исследователем и хотя он

часто ошибался, но все равно необхо- димо об этом периоде его жизни кое-что

рассказать. Это будет полезно знать не только моим ученикам, но и любому исследо-

вателю феномена человека: антропологам, изучающим тузем- ные культуры

и шампанские практики, обряды инициации и церемонии целительства; танатологам,

исследующим смерть и предсмертные состояния и переживания; СК-терапевтам,

психо- терапевтам и психоаналитикам; ученым, занимающимся лабораторными исследованиями

измененных состояний сознания и использующим для этих целей сенсорную изоляцию,

эмоциональные перегрузки, биообратную связь, холофоническое звучание, специальные

позы и дыхательные упражнения, различные психотехники устойчивой концентрации

внимания и техники двигательного рассредоточения внимания, техники кружения

и иных трансгенных движений; психиатрам-клиницистам, работающим с пациентами,

переживающими измененные состояния сознания в острой форме; парапсихологам,

экстрасенсам, гипнотера- певтам, физикам, юристам, тренерам и т.д.

Гроф считал, что древние духовные системы и первобытные мифы кажутся странными

и бессмысленными только потому, что их научное содержание либо неизвестно,

либо искажено антропологами и филологами, не владеющими простейшими физическими,

медицинскими или астрономическими знаниями. Поэтому Гроф считал, что современной

науке в ближайшем будущем придется построить новую концепцию Реальности и

феномена человека, в которой будут учтены результаты мистических

достижений древних цивилизаций и современные исследования сознания. При этом

Гроф ссылался на исследования нейрохирурга Пенфилда и его книгу Тайна

сознания, (1976), в кот9рой автор, подводя итог всей своей исследовательской

деятельности, выразил глубокое сомнение в том, что сознание является продуктом

мозга и его можно объяснить в терминах церебральной анатомии и физиологии.

Гроф не соглашался