Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 5)

основу

существования, а в разуме - ее производное, способен впервые открыть для себя,

что сознание есть независимый принцип в смысле психофизического дуализма,

и принять его в конечном счете за единственную реальность. В этих состояниях

трансцендируется сама дихотомия между существованием и несуществованием; форма

и пустота предстают эквивалентными и взаимозаменимыми.

По мнению Грофа, важным аспектом психоделических состояний являются возникающие

комплексные переживания с конденсированным или составным содержанием. Некоторые

переживания можно расшифровать как многозначные символи- ческие образования,

в которых связанные эмоционально и тематически элементы из самых разных областей

сочетаются наиболее созидательным способом. Прослеживается фрейдовская параллель

между этими динамическими структурами и образами сновидений. Другие сложные

переживания оказываются более однородными: вместо того, чтобы отражать множество

тем и уровней смысла (включая и противоречивые по природе), такие явления

представляют множественность содержания в унифицированной форме за счет суммирования

различных элементов. Переживания дуального единства с другой личностью (то

есть ощущение собственной тождественности и одно- временно единения, нераздельности

с другой личностью), сознания группы индивидов, всего населения страны или

всего человечества принадлежит именно к этой категории. Также следует упомянуть

архетипические переживания Великой и Ужасной Матери, Мужчины, Женщины, Отца,

Любовника, Космического человека или всеобщности Жизни как космического явления.

Тенденция создавать составные образы проявляется не только во внутреннем контексте

психоделического опыта. Она ответственна за еще один распространенный феномен

- иллюзорную трансформацию физического окружения или людей, присутствующих

на психоделическом сеансе, при высвобождении бессознательного материала у

человека, испытывающего действие ЛСД с открытыми глазами. И в этом случае

переживания представляют собой сложные напластования, в которых восприятие

внешнего мира сочетается с проекцией элементов, образующихся в бессознательном.

Врач может одновременно восприниматься и в обыденном облике, и в роли родителя,

палача или архетипического существа. Помещение, где проходит сеанс, может

иллюзорно трансформироваться в детскую спальню, разрешающуюся родами матку,

тюрьму, камеру смертников, публичный дом, хижину туземца и т.д., в то же время

сохраняя на другом уровне свой обычный вид.

Гроф указывает и на трансценденцию различия между Эго и элементами внешнего

мира или, говоря обобщенно, между частью и целым. В ЛСД-сеансе возможно переживание

себя кем- то или чем-то другим - либо с сохранением исходной идентичности,

либо без таковой. Переживание себя в качестве бесконечно малой частицы Вселенной

вовсе не кажется несовместимым с ощущением себя в то же самое время любой

другой ее частью или же тотальностью всего существующего. Возможны переживания

одновременно или попеременно различных, форм идентичности. Одна крайность

- полное отождествление с отдельным, ограни- ченным и от всего отчужденным

биологическим существом, обитающим в материальном теле или действительно являющимся

этим телом. Индивид отличен от всего остального и представляет собой только

бесконечно малую и в конечном счете ничтожную частицу целого. Другой крайностью

является полная эмпирическая идентификация с недифференцированным сознанием

Универсального Разума или Пустоты и, таким образом, со всей космической сетью

и с тотальностью существования. Этот опыт обладает парадоксальным свойством:

он бессодержателен и одновременно всесодержателен; ничто не существует в нем

в конкретной форме, но в то же время все существующее кажется представленным

или представляет в потенциальной, зародышевой форме.

Анализируя содержание ЛСД-явлений, Гроф разделил их на четыре типа переживаний:

1) абстрактные или эстетические переживания;

2) психодинамические или биографические;

3) перинатальные или дородовые;

4)трансперсональные или психогенетические.

Гроф считает, что в сфере сознания нет четких пределов и разграничении, тем

не менее можно выделить четыре отдельных уровня или четыре области психики

и соответствующего им опыта: