Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 5)

и отношения человека всегда теснейшим

образом взаимосвязаны. Состояния как частные и ситуативные проявления отношений

определяются, несомненно, этими отношениями. Но, управляя своими состояниями,

регулируя их характер и продолжительность, мы постепенно меняем и наши отношения.

А система отношений - это и есть характер.

Формирование характера (в том числе и спортивного) идет через коррекцию, изменение

и совершенствование отношений. Может осуществляться извне - так называемыми

педагогическими влияниями, и изнутри - через самовоспитание, т.е. через саморегуляцию.

Изнутри человек способен сформировать у себя такие отношения, которые никакими

внешними воздействиями не создать. Отсюда вывод- научить человека управлять

собой очень трудно, но научиться этому очень успешно и эффективно он может

сам. Ему надо только помочь в этом, не лишая самостоятельности. Как говорили

древние: Если хочешь сделать человека сытым, подари ему рыбу. А если

хочешь сделать счастливым, научи ловить эту рыбу.

В свете всего сказанного выше становится ясно, что овладение СК позволит любому

человеку на более качественном и эффективном уровне создавать себя как духовную,

высоко- нравственную, с развитым интеллектом личность. Б. Все способы саморегуляции

в настоящее время могут быть классифицированы по различным схемам и принципам.

Но если учесть, что сознательная саморегуляция - это контроль и изменение

содержания и направленности сознания, то самым правильным принципом надо признать

учет объектов сознания.

Известно, что основной функцией сознания является отражение. В зависимости

от того, что оно отражает, на что направлено, на чем сосредоточено, и построена

предлагаемая классификация. При приблизительном учете объектов сознания их

можно разделить на 2 группы: а) внешние; б) внутренние.

Внешние объекты - это все многообразие окружающего человека мира, через систему

анализаторов проникающее в сознание и определяющее его в данный момент. Чаще

всего это образы: зрительные, слуховые, тактильные, психоэнергетические и

т.д. Сопровождающие эти образы ощущения переживания существенно определяют

состояния. Отсюда видно, что правильно выбранная при программировании эмоция

может значительно повысить качество состояния сознания (психики в целом),

и наоборот, неправильно выбранная эмоция может ухудшить качество состояния

сознания, а следовательно, в конечном счете, ослабить феномен или целевую

программу. Есть феномены, для демонстрации которых вообще нельзя пользоваться

эмоциями!

К внутренним объектам относится наше Я. Каждый человек вольно

или невольно создает концепцию своего Я, которая всегда тройственна:

это физическое, духовное и социальное или интеллектуальное Я.

Сложные переживания, возникающие в процессе отражения и самоуправления каждой

из этих составляющих Я, есть большая часть процесса саморе- гуляции.

Отсюда следует, что можно определить (или классифи- цировать) четыре группы

способов саморегуляции психо- физиологических и психоэнергетических состояний:

1. Контроль, регуляция или изменение всего того, что человек способен воспринять

из внешней среды. Это контроль или изменение того, что человек видит, слышит,

обоняет, т.е. того, что определяет чувствования и переживания в процессе восприятия

окружающего мира (или окружающей реальности). В эту группу входит способ,

который называется отключение - переключение, т.е. при котором

человек просто меняет обстановку (окружа- ющий набор раздражителей внешней

среды) или отключается от нее, или формирует ее по своему усмотрению.

2. Контроль, регуляция или изменение всего того, что человек способен воспринять

из внутренней среды, т.е. своего тела (изменение соматических и вегетативных

проявлений эмоций). В этой группе есть способы контроля и регуляции тонуса

мимических мышц и скелетной мускулатуры, темпа движений и речи, специальные

дыхательные упражнения, разрядка и др.

Первая и вторая группы способов психической саморегуляции объединяются по

направленности. Обе группы способов направлены на контроль, регуляцию или

изменение физической реальности - внешней или внутренней. В этом случае внутренней

реальностью по отношению к состоянию сознания выступает физическое Я,

т.е. собственное