Бендлер

НЛП

другую, мы использовали субмодальности

размера, яркости и ассоциации-диссоциации.

Два из этих элементов, размер и яркость, являются такими, которые

меняются непрерывно в некотором диапазоне. То, что можно изменять

постепенно, называется аналоговой переменной. Ассоциация ---

диссоциация --- это то, что мы называем дискретной переменной,

поскольку она принимает либо одно значение, либо другое. Вы либо

внутри опыта, либо вне его; вы не переходите постепенно от одного

состояния к другому. Ассоциация-диссоциация всегда будет одним из

элементов взмаха. Двумя другими аналоговыми элементами могут быть

любые два элемента, сильно действующие на человека.

На этот раз я хочу, чтобы вы все оставили по-прежнему --- только

вместо размера вы используете расстояние. Первая картина вначале

будет яркой и близкой. Вторая вначале будет темной и далекой, а

потом быстро приблизится, становясь ярче, в то время как первая

откатится вдаль и потемнеет. Это довольно незначительное

изменение, и некоторые из вас могут вообще не заметить отличия,

поскольку размер и расстояние тесно связаны. Но это первый шаг к

тому, чтобы научить вас использовать технику взмаха гораздо более

обобщенным и гибким образом. Возьмите еще по пятнадцать минут,

чтобы проделать взмах с расстоянием вместо размера.

Использование расстояния вместо размера изменило что-нибудь для

некоторых из вас? Вы можете воспользоваться для проведения взмаха

любыми субмодальными различениями, но он хорошо сработает, только

если эти различения субъективно действенны для человека, с

которым вы работаете. Яркость и размер эффективны для большинства

людей, так что версия, которой я обучил вас вначале, чаще

сработает, чем нет. Расстояние --- другая субмодальность, важная

для многих людей, поэтому я заставил вас испробовать ее

следующей. Но если размер, яркость и расстояние не важны для

человека, тогда вы должны выяснить, какие субмодальности являются

действенными, и разработать взмах с их использованием.

Пару лет назад я провел с тремя клиентами сеансы для видеозаписи.

Первой клиенткой, которую я принял, была женщина, страдавшая от

<<предвосхищения утраты>>. Люблю названия, которые они

придумывают, чтобы описать, как перекореживает людей! Вот к чему

это все свелось: если она договаривалась о встрече с каким-то

близким человеком, а он на полчаса опаздывал --- у нее наступало

то, что она называла приступом паники. Она теряла рассудок и

начинала на него наезжать. Когда я спросил ее, чего она хотела бы

получить от сеанса, --- вот что она сказала:

<<У меня проблема со страхом, который иногда почти парализует

меня. Когда я его испытываю, у меня вроде как бы начинаются

приступы паники. Что я хотела бы сделать, так это отдалиться,

чтобы, находясь в подобной ситуации, я не испытывала страха такой

силы, как сейчас; тогда я могла бы контролировать себя и

принимать лучшие решения>>.

Сказав о желании <<отдалиться>>, она дала мне четкое указание,

что расстояние --- важная для нее субмодальность. Еще она много

говорила о людях, которые ей <<близки>>, и о <<близких

отношениях>>. Позже, говоря о том, что она делает, когда кто-то

опаздывает, она сказала: <<Мне нужно давать им какой-то зазор ---

то есть давать им какое-то время>>. Для этой женщины взмах с

использованием расстояния будет гораздо мощнее, чем с

использованием размера. Действительно, я приступил и попробовал

стандартный взмах с использованием размера, чтобы выяснить,

сработает ли это. Эффект был очень слабый. Тогда я использовал

расстояние --- и это сработало превосходно.

Самая важная часть действительно артистичного исполнения взмаха

--- аккуратный сбор информации, нужной вам, чтобы подходящим

образом выстроить процедуру. Когда человек говорит о том, что

нечто <<больше, чем жизнь>> или <<раздуто сверх меры>>, --- это

весьма точное указание, что важно использовать переменную

размера.

Когда некто описывает ограничение, которое он хочет изменить, вам

нужна способность обратить внимание на то, как работает эта

конкретная проблема. Я всегда помню: что бы то ни было, сделанное

кем бы то ни было, есть достижение --- неважно, сколь это может

быть бесполезно или болезненно. Люди не сломаны; они превосходно

работают! <<Как они работают сейчас?>> --- вот важный вопрос,

чтобы вы могли помочь им превосходно работать более приятным и

полезным образом.

Один из приемов, который я применяю для сбора информации, ---

сказать клиенту: <<Ну, скажем, я должен превратиться в вас на один

день. Среди прочего