Бендлер

НЛП

--- это универсальные элементы, которые можно

использовать для изменения любого зрительного образа, независимо

от содержания. У слуховой и кинестетической модальностей тоже

есть субмодальности; но мы пока поиграем со зрительными.

Яркость --- это лишь один из многих параметров, которые можно

варьировать. Прежде чем мы перейдем к другим, я хочу поговорить

об исключениях из правил обычного воздействия яркости. Если вы

сделаете картину такой яркой, что она смоет детали и станет почти

белой, --- это скорее снизит, нежели увеличит интенсивность ваших

ощущений. В верхнем экстремуме связь обычно теряется. У некоторых

людей связь в большинстве ситуаций обратная, так что увеличение

яркости снижает интенсивность их ощущений.

Некоторые исключения относятся к содержанию. Если ваша приятная

картина --- это свет свечи, или сумерки, или закат солнца, то

часть ее особого очарования связана с тусклостью; если вы

сделаете изображение ярче, ощущения могут ослабнуть. С другой

стороны, если вы вспомнили случай, когда вы боялись темноты, то

страх может быть связан с невозможностью увидеть, что там

находится. Если вы сделаете этот образ ярче и увидите, что там

ничего нет, --- страх скорее уменьшится, а не увеличится. Так что

исключения есть всегда, и когда вы их исследуете, в них тоже

появляется смысл. Какова бы ни была связь, вы можете использовать

эту информацию, чтобы изменить свои переживания.

Теперь давайте поиграем с другой субмодальной переменной.

Выберите другое приятное воспоминание и меняйте размер картины.

Сначала делайте ее все больше и больше, а потом все меньше и

меньше, отмечая, как меняются в ответ ваши ощущения.

Связь обычно такова, что большая картина интенсифицирует вашу

реакцию, а меньшая ослабляет ее. Здесь тоже есть исключения,

особенно на верхнем конце шкалы. Когда картина становится очень

большой, она может вдруг показаться нелепой или нереальной. Тогда

ваша реакция может измениться качественно, а не по интенсивности

--- например, от удовольствия к смеху.

Изменив размер неприятной картины, вы, вероятно, обнаружите, что

ее уменьшение ослабляет также и ваши ощущения. Если придание ей

по-настоящему огромных размеров превращает ее в нелепую и

смешную, то вы и это можете использовать, чтобы почувствовать

себя лучше. Попробуйте. Выясните, что вам подходит.

Неважно, какова связь, если вы выясните, как она работает в вашем

мозгу --- так что сможете научиться контролировать свой опыт.

Если подумать, в этом не должно быть абсолютно ничего

удивительного. Люди говорят о <<тусклом будущем>> и <<ярких

перспективах>>. <<Все в черном свете>>. <<У меня в голове все

смешалось>>. <<Это пустяк, но она раздувает все это до непомерных

размеров>>. Когда некто произносит что-то подобное, это не

метафоры; обычно это буквальное и точное описание того, что

испытывает внутри себя этот человек.

Если кто-то <<непомерно что-нибудь раздувает>>, вы можете

посоветовать ей сжать картинку. Если она видит <<тусклое

будущее>> --- пусть сделает его поярче. Это звучит просто, так

оно и есть.

Внутри вашего разума существуют все те вещи, с которыми вам

никогда не приходило в голову поиграть. Вы не хотите ввязываться

в отношения с собственной головой, так? Пусть вместо вас это

делают другие. Все, что происходит в вашей голове, воздействует

на вас, и потенциально все это вам подконтрольно. <<Кто будет

управлять вашим мозгом?>> --- вот в чем вопрос.

А теперь я хочу, чтобы вы продолжили эксперимент с варьированием

других зрительных элементов, чтобы выяснить, как можно

сознательно изменять их для воздействия на вашу реакцию. Я хочу,

чтобы у вас было личное, опытным путем полученное понимание того,

как вы можете контролировать свой опыт. Если вы действительно

приостановитесь и попробуете поизменять переменные из списка,

приведенного ниже, --- у вас будет прочная основа для понимания

остальной части книги. Если вы считаете, что у вас нет времени,

--- отложите эту книгу, пересядьте в конец автобуса и почитайте

вместо нее какие-нибудь комиксы или <<Нэйшнл Инкуайерер>>.

Что касается тех из вас, кто действительно хочет научиться

управлять своим собственным мозгом, --- возьмите любой опыт и

попробуйте изменить каждый из перечисленных ниже зрительных

элементов; проделайте то же самое, что вы делали с яркостью и

размером: попробуйте пойти в одном направлении, а потом в другом,

чтобы определить, как это изменяет ваши переживания. Чтобы на

самом деле выяснить, как работает ваш мозг, изменяйте только один

элемент