Бендлер

НЛП

нюхает сигареты и

выражение ее лица быстро меняется). Оп-па, вот оно опять; запах

сигарет вернул компульсию. Вам придется вернуться, и снова

проделать взмах, и на этот раз добавить запах. В той первой

картине, когда вы видите, как кто-то предлагает вам сигарету, вы

будете чувствовать ее запах. А в той второй картине вы увидите

себя, удовлетворенную тем, что можете ощущать запах сигарет и не

чувствовать компульсии. Вернитесь и еще раз проделайте таким

образом.

Это называется быть скрупулезным. Математик не просто получает

ответ и говорит: <<О'кей, готово>>. Он внимательно проверяет свои

ответы, потому что если он этого не сделает --- сделают другие

математики! Такого рода строгость всегда отсутствовала в терапии

и образовании. Люди что-то пробуют, а потом в течение двух лет

проводят контрольное исследование, чтобы выяснить, сработало это

или нет. Если вы проверяете скрупулезно, то можете выяснить, с

чем эта техника работает, а с чем --- нет, и сделать это

немедленно. И если вы выясняете, что она не работает --- нужно

попробовать какую-то другую технологию.

То, чему я вас здесь научил, --- это упрощенная версия более

общей модели взмаха. И все равно некоторые из вас запутались и

растерялись. Другой способ быть скрупулезным --- <<махнуть>> для

начала во всех системах. Но обычно гораздо экономнее сделать это

только в зрительной системе, а потом тщательно . проверить, чтобы

выяснить, что еще нужно добавить. Часто ничего не нужно

добавлять. Либо человек в этом уже не нуждается, либо он добавит

все сам, не осознавая того.

Эми, что происходит теперь, когда вы нюхаете сигарету?

Эми: Что-то изменилось. Мне трудно сказать, как оно изменилось.

Теперь, когда я ее нюхаю, мне хочется положить ее обратно, вместо

того чтобы закурить.

Мозги не обучаются получать результаты; они обучаются

придерживаться направлений. Эми научилась одному поведенческому

набору: <<Хотите сигарету?>> --- <<Да>> --- прикуриваем и дымим.

Стулья не могут этому научиться. Это немалое достижение ---

обучиться чему-то подобному столь старательно, что годами никто

ничего не может с этим поделать. Она просто воспользовалась этой

же самой способностью, чтобы научиться идти в каком-то другом

направлении.

Когда вы начинаете использовать свой мозг, чтобы заставить его

делать то, что вы от нет хотите, вам приходится тщательно

определить направление, в котором вы хотите, чтобы он двигался, и

сделать это надо заранее. Разочарование --- не единственная вещь,

которая требует адекватного планирования. Все остальное тоже

требует. Без адекватного планирования у вас появляется компульсия

делать то, чего вы не хотите делать: ворошить старые воспоминания

и плохо себя из-за них чувствовать; совершать поступки,

разрушающие ваш организм; кричать на людей, которых вы любите;

вести себя подобно цыпленку, когда вы в ярости.

Все это можно изменить, но не тогда, когда вы находитесь внутри

ситуации. Вы можете перепрограммировать себя позже либо

запрограммировать себя заранее. Мозги не предназначены для

получения результатов; они учатся придерживаться направлений.

Если вы знаете, как работает мозг, то можете определить свои

собственные направления. Если не знаете --- это сделает кто-то

другой.

То, чему я вас только что научил, я часто проделываю на одно- или

двухдневных семинарах. <<Стандартная>> модель взмаха есть то, что

человек может ухватить и использовать, и она будет чаще работать,

чем не работать. Но мне она не дает никакого компетентного

понимания того, в чем заключается подлежащий принцип. Если вы

кому угодно дадите поваренную книгу --- он сможет испечь торт. Но

если вы дадите ее шеф-повару, у него получится лучший продукт.

Действительно, хороший шеф-повар знает о поварской химии кое-что,

определяющее, что и как он делает. Он знает, что здесь делают

яичные белки; он знает, какова их функция. Для шеф-повара дело не

только в том, чтобы свалить вместе кучу всякой всячины и взбить

ее. Он знает, что некоторые вещи делают массу гелем определенной

консистенции, некоторые должны быть добавлены в определенном

порядке, а еще некоторые ингредиенты имеют отношение к изменению

вкуса тем или иным образом.

То же самое происходит, когда вы начинаете применять модель

взмаха. Я хочу, чтобы в качестве первого шага к превращению в

шеф-повара вы еще раз попробовали применить технику взмаха --- но

выясните, что произойдет, если вы измените один элемент. В

прошлый раз в качестве элементов, меняющихся в то время, как одна

картина <<смахивает>>