Бендлер

НЛП

в качестве шутки? НЛП --- моя месть.

Общаясь с педагогами, я заметил, что люди, преподающие какой-либо

предмет, могут быть очень компетентны в нем и много знать об этой

конкретной области. Однако они обычно очень мало знают о том, как

они этому научились, и еще меньше --- о том, как научить этому

кого-то другого. Как-то я пошел на лекцию по химии в класс

начального уровня. Профессор предстал перед аудиторией в 350

человек и сказал: <<Теперь я хочу, чтобы вы представили здесь

зеркало, а перед зеркалом находится спиральная молекула ДНК,

крутящаяся в обратном направлении>>. Некоторые люди в комнате

сказали: <<Аххх!>> Они стали химиками. Некоторые люди в комнате

сказали: <<А?>> Они не стали химиками. Некоторые люди в комнате

сказали: <<Брр!>> Они стали терапевтами!

Этот профессор понятия не имел о том, что большинство людей не

может визуализировать так подробно, как он. Такой тип зрительного

представления является предпосылкой успешной карьеры в химии, и

это --- навык, которому можно обучить людей, еще не знающих, как

хорошо визуализировать. Но поскольку этот профессор предполагал,

что все остальные уже могут делать то, что делает он, с

большинством людей на своих занятиях он зря тратил время.

Большинство исследований процесса научения являются

<<объективными>>. НЛП занимается исследованием субъективного

опыта в процессах, при помощи которых люди чему-то обучаются.

<<Объективные>> исследования обычно изучают людей, имеющих

проблемы; НЛП изучает субъективный опыт людей, имеющих решения.

Если вы исследуете дизлексию, то узнаете кучу всего о дизлексии.

Но если вы хотите учить детей как читать --- имеет смысл

исследовать людей, которые могут читать хорошо.

Когда мы придумали название <<Нейро-Лингвистическое

Программирование>>, множество людей сказало: <<Это звучит как

<<управление мозгом>> --- как будто это что-то плохое. Я

сказал: <<Да, конечно>>. Если вы не начнете контролировать и

использовать свой собственный мозг, то вам придется просто

бросить его на произвол судьбы. Это примерно то, на что похожа

наша образовательная система. Двенадцать лет они трясут перед

вами содержанием; если вы ему научились, значит, они вас ему

научили. Существующая система образования неэффективна во

множестве отношений, и я хотел бы обсудить некоторые из этих

неэффективностей.

<<Школьные фобии>>

Одна из глубочайших проблем состоит в том, что множество детей

уже испытало в школе неприятные переживания. Из-за этого

определенный предмет --- или школа вообще --- становится

сигналом, который запускает неприятные воспоминания, заставляющие

ребенка плохо себя чувствовать. А вы, вероятно, замечали, что

людям немногому удается научиться, когда они плохо себя

чувствуют. Если реакция ребенка по-настоящему сильна, психологи

даже определяют ее как <<школьную фобию>>. Плохое самочувствие в

ответ на школьные ситуации можно быстро изменить посредством ряда

техник, уже описанных и продемонстрированных нами ранее, но я

хотел бы показать вам еще один очень простой способ сделать это.

У кого из вас есть неприятные ощущения в связи с математикой ---

дроби, квадратные корни, квадратичные уравнения и всякое такое?

(Он пишет на доске длинную цепочку уравнений, и несколько человек

стонут или вздыхают).

Теперь закройте глаза и подумайте о происшедшем с вами

переживании, которое было абсолютно восхитительно, --- какая-то

ситуация, в которой вы чувствовали себя возбужденно и

заинтересованно.

Теперь на одну-две секунды откройте глаза, чтобы посмотреть на

эти уравнения, а потом опять закройте и вернитесь к тому

восхитительному опыту.

Теперь откройте глаза, чтобы посмотреть на уравнения на несколько

секунд дольше, а потом снова вернитесь к своему возбуждающему

переживанию. Проделайте чередование еще несколько раз, пока эти

два переживания не проинтегрируются прочно.

Настало время проверки. Сначала отвернитесь и подумайте о любом

нейтральном для вас переживании, а потом посмотрите сюда на

уравнения и отметьте свою реакцию.

Мужчина: Боже мой, это работает!

Вообще-то это старая техника НЛП, которую мы называем

<<интеграция якорей>>. Если хотите больше узнать об этом, можете

почитать книгу <<Из лягушек --- в принцы>>. Большинство

отрицательных реакций на школу можно изменить так же быстро и

просто, но чтобы смочь это сделать, вы должны знать, как работает

мозг.

Более интересный способ применении того же принципа --- всегда

связывать обучение с радостью и удовольствием в его начале. В

большинстве