Бендлер

НЛП

компетентные люди из НЛП возвращаются во

вспомогательные классы и решают направо и налево все

педагогические проблемы. Если вы знаете, как определить способ

работы чьего-либо мозга, то относительно просто научить этого

человека использовать мозг более эффективным и рациональным

образом.

Способность к обучению на самом деле реализуется не тогда, когда

некто наполняет вас содержанием, а когда некто может обучить вас

тому механизму, при помощи которого это можно сделать:

субъективным структурам и последовательностям, необходимым для

научения.

section{ВЗМАХ}

Следующая субмодальная модель, которой я хочу вас обучить, может

быть применена практически к чему угодно. Это очень плодотворная

техника, программирующая мозг на движение в новом направлении.

Чтобы облегчить вам ее изучение, я хочу начать с чего-то очень

простого и легкого. Многие люди интересуются тем, что носит

название <<контроль над привычками>>. Кто здесь кусает ногти и

хотел бы этого не делать? (Джек поднимается на кафедру). Я

собираюсь воспользоваться этой техникой для того, чтобы Джек стал

вместо кусания ногтей делать что-то другое.

Что вы видите непосредственно перед тем, как кусаете ногти?

Джек: Я не знаю. Обычно я не осознаю, что делаю это, пока не

пройдет какое-то время.

Это верно для большинства привычек. Вы на <<автопилоте>> --- а

потом, когда уже поздно что-либо делать, вы замечаете это, и вам

становится плохо. Вы знаете, когда или где вы обычно грызете

ногти?

Джек: Как правило, когда читаю книгу или смотрю фильм.

О'кей. Я хочу, чтобы вы представили, что смотрите фильм, и на

самом деле подняли одну из своих рук, как если бы собирались

кусать ногти. Я хочу, чтобы в то время, как ваша рука

поднимается, вы заметили, что вы видите, зная, что вот-вот

начнете кусать ногти.

Джек: О'кей. Я могу видеть, как выглядит моя рука, поднимаясь

вверх.

Хорошо. Через несколько минут мы воспользуемся этой картиной ---

но сейчас отставьте ее пока в сторону. Сначала нам нужно получить

еще одну картину. Джек, если бы вы больше не грызли ногтей, как

бы вы видели себя изменившимся? Я не имею в виду, что вы просто

увидели бы себя с отросшими ногтями. Какова будет значимость

изменения этой привычки? Что изменилось бы в вас как в человеке?

Что это будет о вас говорить? Я не хочу, чтобы вы давали мне

ответы; я хочу, чтобы вы ответили созданием портрета того себя,

каким вы были бы, если бы у вас больше не было этой привычки.

Джек: О'кей. Есть.

Теперь я хочу, чтобы вы взяли то первое изображение вашей

поднимающейся руки, и сделали его большим и ярким, и в нижний

правый угол этой картины поместили маленький, темный образ того,

как бы вы видели себя по-другому, если бы у вас больше не было

этой привычки.

Теперь я хочу, чтобы вы проделали то, что я называю <<взмахом>>.

Я хочу, чтобы вы быстро увеличили размер и яркость маленького

темного образа, пока он не закроет старое изображение вашей руки,

которое одновременно с этим станет тусклым и сморщится. Я хочу,

чтобы вы сделали это действительно быстро, меньше чем за секунду.

Как только вы <<махнете>> эти образы --- либо полностью очистите

экран, либо откройте глаза и оглянитесь по сторонам. Затем

вернитесь внутрь себя и проделайте это снова, начиная с того

большого яркого изображения поднимающейся руки и маленького

темного образа себя в углу. Проделайте это пять раз в общей

сложности. Каждый раз в конце непременно очищайте экран или

открывайте глаза.

Пришло время проверить. Джек, вызовите этот большой яркий образ

вашей поднимающейся руки и скажите мне, что происходит.

Джек: Знаете, его трудно там удержать. Он гаснет, а возникает та

другая картина.

Техника взмаха дает мозгу направление. Человеческие существа

склонны избегать неприятного и стремиться к приятному. Сначала

имеем большой яркий образ сигнала к поведению, которое ему не

нравится. С угасанием и сморщиванием этой картины неприятное

уменьшается. Становясь больше и ярче, приятный образ влечет его к

себе. Таким образом, буквально устанавливается направление

движения для его мозга: <<отсюда, иди туда>>. Когда вы даете

направление своему мышлению, у вашего поведения возникает очень

сильная склонность двигаться в том же направлении.

Джек, я хочу, чтобы вы сделали кое-что еще. Поднесите руку ко

рту, так, как вы это делали, когда грызли ногти. (Джек поднимает

руку. Перед самым ртом она останавливается, а потом опускается

примерно на полдюйма).

Ну, что случилось?

Джек: Я не знаю. Моя рука поднялась,