Бендлер

НЛП

вы в тупике, поверьте мне. Я полагаю, можно было бы

стереть электрошоком все ваши воспоминания, а потом превратить

вас в кого-то другого --- но результаты, которые я видел, были не

очень соблазнительными. Пока мы не найдем что-то вроде машины для

вычищения мозгов --- я думаю, вам, видимо, придется ограничиться

собой. И это не так плохо, поскольку вы можете научиться

пользоваться своим мозгом более функциональными способами. В этом

и состоит НЛП.

Когда я только начал преподавать, у некоторых возникло такое

впечатление, что НЛП поможет людям программировать мышление

других людей, чтобы контролировать их и сделать их менее людьми.

Они, похоже, считали, что преднамеренное изменение человека

каким-то образом уменьшит человечность этого человека.

Большинство людей очень даже хотят преднамеренно изменить себя

антибиотиками и косметикой --- но поведение считается чем-то

другим. Я никогда не понимал, как изменение кого-либо и делание

его более счастливым превращает его в менее человеческое

существо. Но я действительно замечал, сколь многие люди очень

компетентно доставляют своим мужьям, или женам, или детям --- или

даже абсолютно незнакомым людям --- неприятные переживания,

просто <<оставаясь самими собой>>. Иногда я спрашиваю

людей: <<Зачем быть настоящим собой, когда можно быть чем-то

действительно стоящим?>> Я хочу познакомить вас с некоторыми из

бесчисленных возможностей научения и изменения, доступных вам в

том случае, если вы начнете использовать свой мозг преднамеренно.

Было время, когда кинопродюсеры делали фильмы, в которых

компьютеры собирались взять власть в свои руки. Люди начали

думать о компьютерах не как об инструментах, а как о вещах,

заменивших людей. Но если вы видели домашние компьютеры, то

знаете, что их программы решают задачи типа наведения порядка в

вашей чековой книжке! Эта операция на домашнем компьютере

занимает раз в шесть больше времени, чем если делать это обычным

образом. Вы не только должны записать счета в чековую книжку;

потом вы должны прийти домой и ввести их в компьютер. Вот что

превращает домашние компьютеры в садовые сажалки --- то, куда вы

вставляете цветы. Пока игрушка новая, вы сыграете в несколько игр

и через некоторое время запрете ее в чулан. Когда заходят друзья,

которых вы давно не видели, вы вытаскиваете ее обратно, чтобы они

могли поиграть в игры, которые вам надоели. Вообще-то это не то,

что представляет собой компьютер. Но тривиальные способы, какими

люди используют компьютеры, очень похожи на тривиальные способы,

какими люди используют свои собственные мозги.

Я постоянно слышу, как люди говорят, что лет около пяти обучение

прекращается, --- но у меня нет доказательств, что это правда.

Остановитесь и подумайте об этом. Между пятью годами от роду и до

сего момента скольким абсолютно бесполезным вещам вы научились

--- не говоря уже о полезных? Человеческие существа обладают

поразительной способностью учиться. Я убежден --- и собираюсь

убедить вас, одним способом или другим, --- что вы по-прежнему

обучающиеся машины. Хорошая сторона этого состоит в том, что вы

можете обучаться быстро и в совершенстве; плохая --- в том, что

вы можете учиться всякой дряни с точно той же легкостью, как и

полезным вещам.

Сколь многих из вас преследуют навязчивости? Вы говорите

себе: <<Хотел бы я суметь выкинуть это из своей головы>>. Но не

удивительно ли в первую очередь то, что вы это в свою голову

заполучили! Мозги и впрямь феноменальны. Они заставляют вас

делать абсолютно поразительные вещи. Проблема с мозгами не в том,

что они не могут учиться --- как нам слишком уж часто говорят.

Проблема с мозгами в том, что они учатся слишком быстро и слишком

хорошо. Например, подумайте о фобии. Это поразительная вещь ---

умение не забыть обязательно перепугаться при виде паука. Вам

никогда не найти фобика, глядящего на паука со словами: <<О черт!

Я забыл испугаться>>. Есть на белом свете несколько вещей,

которыми вы хотели бы овладеть с таким же совершенством? Наличие

фобии --- это колоссальное достижение в научении, если подумать о

ней таким образом. И если вы исследуете личностную историю, то

часто обнаруживаете, что это было научение с одной попытки:

человеку потребовался лишь один мгновенный опыт, чтобы научиться

чему-то так качественно, чтобы запомнить это на всю оставшуюся

жизнь.

Скольким из вас читали про Павлова, и его собак, и колокольчик, и

все такое? И у скольких из вас прямо сейчас выделяется слюна? Им

требовалось повесить на собаку сбрую,