Бендлер

НЛП

и звенеть колокольчиком, и

без конца кормить ее --- чтобы обучить этой реакции. Все, что вы

сделали, --- это прочитали об этом и у вас та же реакция, что

была у собаки. Это пустяк --- но это показатель того, сколь

быстро может обучаться ваш мозг. Вы умеете учиться быстрее, чем

любой компьютер. О чем нам нужно знать больше --- это о

субъективном опыте научения, так чтобы вы могли управлять своим

обучением и лучше контролировать собственный опыт и то, чему вы

учитесь.

Вам знаком феномен <<нашей песни>>? Во время, которое вы провели

с кем-то очень значимым, у вас была любимая песня, которую вы

слушали постоянно. Теперь всякий раз, когда вы слышите эту песню,

вы думаете об этом человеке и вновь испытываете те приятные

чувства. Это работает точно, как Павлов и слюноотделение.

Большинство людей понятия не имеют о том, сколь просто связывать

таким образом переживания или сколь быстро вы можете этого

добиться, если делать это систематически.

Однажды я видел, как терапевт за один сеанс сделал агорафобика.

Он был милый, благонамеренный человек, любящий своих пациентов. У

нет были годы клинической подготовки --- но не было ни малейшего

представления о том, что он делает. Его клиент пришел с

конкретной фобией высоты. Терапевт предложил этому парню закрыть

глаза и подумать о высоте. А-а-п --- парень краснеет и начинает

дрожать. <<Теперь подумай о чем-то, что тебя ободрит>>. Ф-ф-у-у.

Теперь подумай о высоте. А-а-п. <<Теперь подумай о том, как ты

спокойно ведешь машину>>. Ф-ф-у-у. <<Теперь подумай о высоте>>.

А-а-п.

Этот парень кончил фобическими ощущениями по поводу почти всего в

жизни --- что часто называют агорафобией. То, что сделал

терапевт, было блестяще --- в некотором смысле. Он изменил

ощущения своего клиента путем связывания переживаний. Вот только

сделанный им выбор ощущения, подлежащего генерализации, в мои

представления о наилучшем выборе не вписывается. Он привязал

панические эмоции этого человека ко всем тем контекстам его

жизни, которые производили ободряющий эффект. Вы можете

использовать в точности этот же процесс, чтобы взять приятное

ощущение и генерализовать его таким же образом. Если бы этот

терапевт понимал процесс, который использовал, то мог бы обернуть

его на сто восемьдесят градусов.

Я видел, как то же самое происходит в супружеской терапии. Жена

начинает жаловаться на какой-нибудь поступок мужа, и терапевт

говорит: <<Смотрите на своего мужа, говоря это. Вам нужно

находиться в глазном контакте>>. Это свяжет все те неприятные

эмоции с видом мужниного лица --- так что всякий раз, глядя на

него, она будет их испытывать.

Вирджиния Сатир применяет в семейной терапии тот же процесс, но

поворачивает его в обратную сторону. Она расспрашивает пару о

важнейших моментах первых дней их ухаживаний, и когда они

зарумянятся --- тогда она заставляет их смотреть друг на друга.

Она может сказать что-нибудь вроде: <<И я хочу, чтобы вы осознали,

что это тот же самый человек, в которого вы были так глубоко

влюблены десять лет назад>>. Это связывает с лицом супруга

совершенно другое чувство, обычно куда более полезное.

Одна пара, пришедшая на встречу со мной, какое-то время была на

терапии у кого-то другого, но они все еще воевали. Раньше они

постоянно воевали дома --- но когда они пришли ко мне, это

происходило только в офисе терапевта. Возможно, терапевт сказал

что-то вроде: <<Теперь я хочу, чтобы вы приберегли все свои

схватки для наших совместных сеансов, чтобы я мог наблюдать, как

вы это делаете>>.

Я хотел понять, с чем были сопряжены ссоры --- с терапевтом или с

его офисом, поэтому провел с ними эксперимент. Я выяснил, что

если они приходят в офис терапевта в его отсутствие, то не

спорят; но если он проводит сеанс у них дома --- спорят. Так что

я просто сказал им, чтобы они больше не встречались с этим

терапевтом. Это было простое решение, которое уберегло их от

больших расходов и множества неприятностей.

Один из моих клиентов не мог разозлиться, потому что он бы тут же

жутко испугался. Можно было сказать, что у него была фобия

злости. Оказалось, что когда он был ребенком, то всякий раз,

когда он злился, его родители приходили в ярость --- и его испуг

длился до середины следующей недели; так что эти два ощущения

связались друг с другом. Он вырос и пятнадцать лет жил отдельно

от родителей --- но продолжал реагировать таким образом.

В мир личностного изменения я пришел из мира математики и

информатики. Компьютерщики обычно не хотят, чтобы что-либо в их

окружении