Бендлер

НЛП

только если

получал результаты. Это казалось более похожим на вызов.

Доводы, используемые терапевтами для оправдания своих неудач,

поистине возмутительны. Часто они говорят: <<Он не был готов к

изменению>>. Это <<дешевое извинение>>, если бы это вообще было

извинением. Если он <<не готов>>, как может кто бы то ни было

оправдать еженедельные встречи с ним и взимание с него денег?

Прикажите ему пойти домой и вернуться, когда он будет <<готов>>!

Я всегда считал, что если кто-то <<не готов к изменению>>, то это

моя задача --- сделать его готовым.

Что если бы вы привели свой автомобиль к механику, он пару недель

провозился бы с ним --- но автомобиль все равно не работает. Если

бы механик сказал вам: <<Автомобиль не был готов измениться>> ---

вы бы не попались на такое извинение, не так ли? Но терапевтам

это изо дня в день сходит с рук.

Другое стандартное извинение состоит в том,что клиент

<<сопротивляется>>. Вообразите,что ваш механик сказал вам, что

ваша машина <<сопротивлялась>>. <<Ваша машина просто недостаточно

созрела для того, чтобы воспринять работу с клапанами. Приведите

ее еще раз на следующей неделе, и мы попробуем еще>>. Вы ни на

минуту не примете этого извинения. Механик явно либо не знает,

что делает; либо изменения, которые он пытается проделать, не

имеют отношения к проблеме; либо он использует не те инструменты.

То же самое верно в случае терапевтических или педагогических

изменений. Эффективные терапевты и учителя могут сделать людей

<<готовыми к изменению>>, и если они проделывают то, что нужно,

--- никакого сопротивления не будет.

К сожалению, у большинства людей извращенная тенденция. Если они

что-то делают и это не срабатывает - они, как правило, делают это

громче, сильнее, дольше или чаще. Когда ребенок не понимает,

родитель обычно выкрикивает в точности то же самое предложение

вместо того, чтобы попробовать новый набор слов. И если наказание

не изменяет чьего-либо поведения, то обычный вывод --- этого было

недостаточно, посему необходимо наказать строже.

Я всегда думал, что если что-либо не срабатывает, --- это могло

бы служить указанием на то, что пора сделать что-то другое! Если

вы знаете, что что-то не работает, то у чего угодно другого

больше шансов сработать, чем у еще большего количества того же

самого.

У непрофессионалов тоже есть интересные извинения. Я их

коллекционировал. Люди часто говорили: <<Я потерял над собой

контроль>> или: <<Я не знаю, что на меня нашло>>. Я полагаю, это

могло быть пурпурное облако или старое одеяло. В шестидесятые

годы люди ходили на группы встреч (разновидность

психотерапевтических групп. --- прим. перев.) и научились

говорить: <<Ничего не могу с этим поделать; я просто так

чувствую>>. Если кто-то говорит: <<Я просто чувствовал, что должен

швырнуть в комнату ручную гранату>> --- это не принимается. Но

если кто-то скажет: <<Я просто не могу принять то, что ты

говоришь; я должен наорать на тебя, чтобы тебе стало плохо; я

просто так чувствую>> --- это будет принято.

<<Просто>> --- это обворожительное слово; это один из способов

быть не справедливым к окружающим. <<Просто>> --- это удобный

способ дискредитировать все, кроме того, о чем вы говорите. Если

кому-то плохо, а вы говорите ему что-нибудь приятное --- он часто

отвечает: <<Ты просто стараешься ободрить меня>>, как будто это

плохо --- ободрить кого-нибудь! Это может соответствовать

действительности, что вы пытаетесь ободрить его, но <<просто>>

превращает это в единственную вещь, которая соответствует

действительности. Слово <<просто>> обесценивает все, что еще есть

в ситуации.

Любимое извинение в наше время: <<Я не был сам собой>>. С этим вы

можете выбраться из любого положения. Это похоже на множественную

личность или защиту безумием. <<Я не был сам собой. Я, должно

быть, был ею!>>

Все эти извинения являются способами оправдания и сохранения

несчастья, вместо того чтобы испробовать что-нибудь другое, что

могло бы сделать жизнь более приятной и интересной для вас --- и

для других людей тоже.

Сейчас, я думаю, пришло время демонстрации. Кто-нибудь дайте мне

пример чего-нибудь, что, как вы предполагаете, будет

по-настоящему неприятным переживанием.

Джоу: Я всегда испытываю тревогу по поводу конфронтации с

кем-либо. Когда кто-то каким-то образом задевает меня, а я хочу,

чтобы они обращались со мной по-другому, --- я вступаю с ними в

конфронтацию.

Вы предполагаете, что это будет негативный опыт?

Джоу: Да. Но это не так. Обычно он оказывается