Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик

NLP Магия Нейролигвистического программирования бе

модель.

Существуют формы социальных ограничений, которые влияют на процесс

моделирования у человека. Как указывает Колеман, "... все развитие его

личности отражает как более широкое общество, в котором он живет - его

институты, традиции, ценности, идеи, а также технологии - и непос-

редственно семью, а также другие межличностные отношения...". Социальные

обычаи и условности изучаются и интегрируются индивидом почти так же,

как и изучается язык. Наблюдая и слушая других, а также когда нас поп-

равляют, если допускаем "ошибки", мы начинаем понимать, что же ожидает

от нас социальная конвенция. Подобно языку, эти социальные правила изме-

няются из поколения в поколение, а также в зависимости от субкультур,

составляющих общество в широком смысле слова. Подобно правилам, которые

управляют языком, эти социальные ограничения являются мощными фильтрами

в наших моделях мира, затрагивающими как восприятие, так и поведение.

Как показывают последующие примеры, социальные правила образуют опреде-

ленные границы между тем, во что мы верим, как возможное и невозможное,

хорошее и плохое, подходящее и неподходящее и т. д.

В недавнем прошлом, как в этой стране, так и в некоторых частях За-

падной Европы было обычным делом для женщины падать в обморок в опреде-

ленных ситуациях. В кинотеатрах того времени всегда находился кто-нибудь

из толпы, готовый прийти на помощь и оживить девицу посредством нюха-

тельной соли. Ситуации, в которых происходили обмороки, были сильно

стандартизированы, а пове-31- дение было ограничено только несколькими

субкультурами здесь и в Европе.

Другим, феноменом, который редко встречается сегодня, была "дуэль".

Этот формальный поединок между двумя индивидами следовал за определенной

формой, диктуемой социальным обычаем (рис. 12). Обе стороны разыгрывали

каждый шаг согласно предписанной последовательности реагирования.

Рис. 12. Социальные ограничения

Форма была строгой и предсказуемой, и каждый

знал, что можно ожидать. Более современный пример социальных ограни-

чений касается социально навязанных "правил", управляющих непосредствен-

но взглядом (12). -32-

В США существуют субкультуры, которые верят, что если один человек

смотрит прямо в глаза другого человека, то это является "вызовом", по-

добно традиционному "удару перчаткой по лицу", который обычно служил по-

водом к дуэли. В этих ситуациях, строго регулируемых обычаями, существу-

ют определенные вещи, которые, как ожидается, каждый человек должен сде-

лать. Вызов принимается или отклоняется в зависимости от реакции второго

человека на инициирующий взгляд.

Проблемы могут возникнуть, если два или более индивидуума из различ-

ных субкультур сталкиваются друг с другом, пользуясь различными правила-

ми или обычаями. Например, в институтском окружении, где много различных

субкультур вынуждены взаимодействовать, невозможность предсказать ожида-

емые реакции создает потенциал для изменчивых взаимодействий. Для тех,

кто отвечает за поддержание порядка процесс "сохранения мира" становится

трудным, а иногда угрожающим опытом.

Каждый раз, когда мы сталкиваемся с ситуацией, когда две модели раз-

ные, как в вышеуказанном примере, главным становится определение какие

правила нужны для каждой из моделей. Эти социальные ограничения моделей,

используемые правильным образом, являются бесценными в процессе получе-

ния раппорта, для того чтобы "говорить на одном языке" с вовлеченными

сторонами. Использование этих правил может помочь в создании доверия и

свободного общения необходимого для успешного позитивного вмешательства.

Понимание влияния социальных ограничений на процесс общения является од-

ним из способов ориентирования себя на неизбежные различия в модели мира

каждого индивидуума. Идентификация и принятие этих ограничений не дадут

им возможности блокировать процесс общения. -33-

Индивидуальные ограничения

Как указывал Л. Р. Фергюсон в "Развитии личности": "Личность - это

термин, который имел больше разнообразных определений, чем любая другая

общая концепция в психологии". Принимая во внимание генетическую струк-

туру индивидуума, Фергюсон приводит действенный аргумент в пользу ин-

терпретации личности, основанной на знании личной истории индивидуума.

Индивидуальные ограничения являются третьими в серии ограничений, обсуж-

даемых