Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик

NLP Магия Нейролигвистического программирования бе

поведения. Если, однако, человек изображает поведе-

ние (процесс еды), т. е. иными словами, использует аналоговое общение,

скорее всего мы поймем значение этого слова. Но наряду с тем, что в ряде

случаев аналоговое обиженно более универсально (и более "примитивно"

(1)), оно также и ограничено несложными, но очень важными способами. Так

как аналоговое общение может только изображать вещь или действие, оно не

может изобразить мысль или идею и поэтому не может изобразить отрицание.

Только более абстрактная и универсальная логическая репрезентативная

система может выражать отрицание. Эта система может передавать также

время и число манипуляций, чего аналоговые системы не могут делать.

Другим ограничением является двусмысленность. Улыбка (аналог) может

появляться из-за опыта удовольствие или из-за болевого опыта ("Широко

улыбнись и тогда вынесешь это"). Пожатие плечами может означать "Я сда-

юсь", "Мне все равно" или "Я не знаю". Так же как и у аналогового

компьютера всегда присутствует ошибка (или ошибки) в переводе, -83- а в

аналоговых системах человека нет определителей, чтобы различить, какое

сообщение предполагается (2).

Только понимая значимость механизмов, участвующих в процессе закреп-

ления ярлыков за нашими разными видами опыта, мы можем стать более ус-

тойчивыми к тому влиянию, которое оказывают эти ярлыки на наше восприя-

тие. Нет ничего необычного в том, что о поведении судят по внешним про-

явлениям, приклеивая название или ярлыки к нему и более или менее "ове-

ществляя" его. Но это ограничивает наше восприятие. Доктор Палаззоли го-

ворит об этой проблеме в книге "Парадокс и Контрпарадокс". Она вместе с

группой исследователей обнаружила, работая с семьями шизофреников, что

внешнее проявление не обязательно является действенным доказательством

значения поведения. Она пишет; "Например, если пациент кажется подавлен-

ным, то делаем вывод, что он подавлен, и мы идем дальше, чтобы понять,

почему он подавлен, приглашая и поощряя его рассказать нам о его грус-

ти".

Лингвистическое декондиционирование

Усвоив, что их понимание является еще одним шагом вперед, доктор Па-

лаззоли и ее коллеги начали исследовать поведение клиента не только в

пределах семьи, но также и в клинике. Посредством процесса, который они

назвали "лингвистическое декондиционирование", они начали изменять свои

представления о поведении клиента, меняя категорическое: "Он подавлен",

на "Он, кажется, подавлен".

С этой выигрышной точки гораздо проще наблюдать воздействие поведе-

ния, чем копаться в причинах поведения. Может быть, более полезно опре-

делить значение поведения или общения по его воздействию на окружение

индивида. Это особенно важно, когда мы имеем дело с некоторыми формами

аналогового общения. -84-

МЕТА-МОДЕЛЬ: ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

В 1975 году Ричард Бандлер и Джон Гриндер опубликовали книгу, которая

в общих чертах обозначила их мета-модель (3), ставшую теперь популярной.

Это лингвистический (логический) инструмент, который оказался весьма по-

лезным в психотерапии и в процессах коммуникации. Он основывается на

наблюдении, что поведение человека, особенно лингвистическое поведение,

подчиняется определенным правилам. Процессы обобщения, стирания и иска-

жения, используемые при создании наших моделей реальности, используются

при создании нашей лингвистической репрезентации опыта.

Как это показано здесь, мета-модель включает насколько отличий от

оригинала, а ее формат изменяется. Однако основные исходные посылки все

еще применяются.(4)

При любом общении разговорный или письменный язык, называемый поверх-

ностной структурой (SS), дает слушателю богатый выбор информации о гово-

рящем. Она указывает, как человек осмысливает мир, как он искажает свои

восприятия, а также когда и где эти искажения встречаются. Предикаты,

например, могут указывать на предпочитаемую им репрезентативную систему.

Поверхностная структура может также указать, когда и какие виды опыта

говорящий систематически оставляет вне его репрезентации мира. Помогая

говорящему "повторно связаться" с невысказанной частью его логической

репрезентации опыта, называемой глубокой структурой (DS), вы начинаете

процесс исследования. Этот процесс может заполнить разрывы в процессе

понимания, которые могут возникнуть