Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик

NLP Магия Нейролигвистического программирования бе

и влево; вспоминание звуков

Рис. 51. Взгляд вниз и направо: чувства (ощущения)

Рис. 52. Взгляд вниз и налево: внутренний диалог

-138-

Примечание: Такая схема будет обратной для некоторых девшей.

Предупреждение: Она выражает обобщение поведения человека.

Запомните: Если сомневаетесь, проверяйте!

ДРУГИЕ ПАТТЕРНЫ ДОСТУПА

Дыхание

Существуют и другие видимые виды поведения, связанные с паттернами

доступа. Дыхание, например, может быть прекрасным указателем на паттерны

поиска определенной информации. Очень часта, когда люди осуществляют

доступ визуально, конструируя образ или вспоминая эйдетичные образы, их

дыхание становится очень поверхностным. Оно может даже остановиться сов-

сем! Следующий эпизод из лечебного сеанса показывает, как полезен может

быть этот вид информации.

Врач обратил внимание, что когда муж (Джо) смотрит на свою жену, то

происходят очень часто длительные паузы при дыхании Джо, Иногда, в особо

стрессовых ситуациях, он даже задерживает дыхание. Он даже признался,

что когда жена смотрит на него "определенным образом", то он чувствует

себя подавленным (см. "комплексные эквиваленты").

Врач: "Не мог бы ты сказать мне, Джо, как твоя жена смотрит, что зас-

тавляет тебя быть подавленным?" Взгляд наверх и налево является мгновен-

ной невербальной реакцией на вопрос со стороны Джо. Когда он делает это,

его дыхание почти останавливается, и наступает длительная пауза перед

тем, как он снова заговорит. Это соответствует поведению, которое наблю-

далось раньше врачом. Джо: "Я не знаю. Я просто думаю, что я ей проти-

вен, или она сердится на меня, или на что-то" (8). -139-

Из аналоговой реакции Джо врач получает очень важную и потенциально

полезную информацию. Весьма вероятно, что он "видит" внутренний образ из

своего прошлого опыта (эйдетичный образ). Когда Джо "видит" этот образ,

он становится подавленным. Важно отметить, что он совершенно не осознает

этот процесс. ("Я не знаю. Я просто думаю...")

Если это так, то в действительности не жена смотрит на него "опреде-

ленным образом", что вызывает у Джо депрессию, а скорее некоторые визу-

альные воспоминания, проникающие в сознание под воздействием этого

взгляда. В конечном счете, Джо реагирует на опыт внутреннего происхожде-

ния, а не на внешние раздражители. После определения с помощью Джо, что

его жена все еще смотрит на него "определенным образом", вмешательство

(интервенция) врача показывает, как небольшое изменение в поведении Джо

может оказать выраженный терапевтический эффект.

Врач: "Джо, интересно, если ты снова посмотришь на свою жену, то мне

хотелось бы, чтобы ты сделал две вещи: первое, продолжай смотреть на

нее, не отворачиваясь, и второе, сделай несколько медленных глубоких

вдохов и выдохов. Сделаешь это?"

Джо: "Конечно, мне кажется да". Когда он выполнил указания врача, то

сначала почувствовал некоторое замешательство, но оно прошло, и он ска-

зал: "Вы знаете, к моему удивлению, я почувствовал себя лучше, чем

раньше".

Остаток времени лечебного сеанса был посвящен указаниям Джо, как и

когда он должен использовать это "новое поведение", и как помочь ему

достичь своей цели "лучшего общения" с женой.

Позы также могут быть хорошим указателем о том, как человек осу-

ществляет доступ к информации. Гораздо проще "увидеть", когда вы прини-

маете позу "визуала": спина прямая, подбородок поднят и выдвинут вперед,

глаза смотрят вверх, а дыхание поверхностно. Для доступа к чувствам

(ощущениям) опустите несколько плечи и спину, наклонитесь вперед и дыши-

те глубже, используя брюшную по-140- лость. Принимая позу "телефона",

наклонив голову в сторону, мы можем облегчить доступ к аудиальной инфор-

мации, в то время, как поза со сложенными руками назад "дискрета" явля-

ется хорошим способом доступа к логической информации.

МИНИМАЛЬНЫЕ КЛЮЧИ

Часто люди обнаруживают очень небольшие отклонения от своей "нор-

мальной позы". Такие виды поведения являются "минимальными ключами".

Тренируя себя различать эти небольшие сдвиги, вы сможете уловить ма-

ленькие нюансы общения, которые обходят большинство людей на уровне соз-

нания.

Аудиальный доступ - это часто просто небольшой наклон головы,