Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик

NLP Магия Нейролигвистического программирования бе

является наблюдение и использование определенных видов коммуникатив-

ного поведения.

Как только мы начинаем исследовать способы нашего осознания мириадов

видов опыта, называемых "жизнью", то становятся очевидными многие пове-

денческие паттерны. "Процесс человеческого моделирования" Гриндера и

Бэндлера предлагает нам -40- организационную основу из которой надо най-

ти различие между тем, что люди испытывают (территория) и тем, как они

осмысливают эти виды опыта (их карта или модель мира).

Вооружившись доказательствами, полученными в результате неврологичес-

ких исследований, мы расширяем это поведение построения модели и включа-

ем три ограничения: неврологическое, социальное и индивидуальное. Пони-

мая, что эти механизмы важны для создания индивидуальной модели, а также

для представления человеком кто есть он, мы начинаем первую фазу получе-

ния раппорта и доверия, очень важных для влиятельного и лечебного обще-

ния. Каждый человек создает свою модель мира. Именно это делает каждого

из нас уникальным и создает удивительное и прекрасное разнообразие лич-

ностей, с которыми мы сталкиваемся как внутри общества, так и между об-

ществами.

Мы разделяем универсальную лингвистическую конвенцию: понимание пре-

допределяет постоянство в языке на многих уровнях. Именно благодаря этим

постоянным паттернам поведения мы можем выжить в обществе, а также сох-

ранить навсегда общество. Эти самые виды поведения обеспечивают ключ к

пониманию того, как индивид создает не только радость и понимание, но

также боль и смущение в его повседневной жизни.

Некоторые элементы общения мы можем сознательно контролировать, одна-

ко, большинство из них находятся полностью вне нашего осознания, Как

только мы начинаем относиться к общению как к презентации уникальных

личных моделей, многие из идиосинкразий, которые приводят к неправильно-

му общению и непониманию друг друга, становятся вдруг инструментами для

более глубокого и всестороннего общения. Чем более проницательными мы

становимся, когда видим, слышим и чувствуем все посланные сообщения, тем

лучше мы сможем воспринимать, что в действительности имеется в виду. Это

осознание также даст нам возможность лучше использовать наши собственные

контакты общения для выражения того, что мы хотим и что -41- нам нужно,

не только обращаясь к другим, но также и внутрь самих себя.

Эта книга является презентацией различных моделей человеческого пове-

дения. Эти модели могут быть чрезвычайно полезны в качестве инструментов

для понимания, предсказания, а также формирования человеческих взаимо-

действии, которые мы называем общением. Но эти модели могут быть очень

ограниченными, если мы забываем, что они, в действительности, не являют-

ся реальностью. Мы должны всегда помнить идею, прекрасно выраженную Эд-

вардом Т. Холлом: "Все теоретические модели являются неполными. По опре-

делению они являются абстракциями, и поэтому оставляют реальные вещи вне

их. Но то, что они оставляют, является также важным, даже, можно ска-

зать, более важным, чем то, что не оставляется, так как именно это дает

структуру и форму системе". (За пределами культуры.) -42-

Глава II

МОДЕЛЬ КАТЕГОРИЙ ОБЩЕНИЯ

Колдуны творят, что мы находимся

внутри пузыря. Это пузырь, в который

нас помещают в момент нашего

рождения. Сначала пузырь открывается,

но затем он начинает закрываться

до полного запечатывания нас внутри.

Этот пузырь является нашим восприятием.

Мы живем внутри этого пузыря всю

нашу жизнь. И все, что мы видим на

его круглых стенах, является нашим

собственным отражением.

Карлос Кастанеда

"Сказки о силе"

Репрезентативные системы

В психологии восприятие является весьма привлекательным предметом для

изучения. Как уже обсуждалось в предыдущей главе, из-за того, что невро-

логический ввод формирует строительные блоки наших моделей мира, сущест-

вует много различных способов описания процесса, который мы называем

восприятием. Следуемое из этого основывается на неврологической модели,

представленной в Главе 1.

Имеются пять основных способов, с помощью которых люди изучают мир.

Мы можем видеть, чувствовать, слышать, нюхать и пробовать на вкус. Каж-

дый из этих сенсорных вводов имеет определенную локализацию в нашем моз-

гу, туда поступает эта информация, где она обрабатывается и записывает-

ся. В результате она трансформируется во что-то,