Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик

NLP Магия Нейролигвистического программирования бе

Они обычно выглядят

очень отдаленными от своего тела. Их голоса и движения выглядят неживы-

ми, подобно роботам. Такой стыдливый уход от открыто выраженной то-

нальности и жестов подобен внутреннему опыту, связанному с номинализаци-

ями, в противоположность глубокой структуре, связанной с формами глаго-

ла. По этой причине "дискреты", как говорят, имеют "номинализированное"

тело.

Виды работы для "дискретов"

Предпочитаемая репрезентативная система человека может влиять на мно-

гие аспекты его жизни, включая выбор карьеры. Может быть даже так,

Рис. 34

что языковые паттерны, связанные с предпочитаемом системой, могут

стать важной частью самой работы. Вот пример такого обобщения (рис. 34).

Если вы -104- когда-либо слушали, как два адвоката спорят по поводу ка-

кого-либо дела, то, наверняка, заметили определенные лингвистические

паттерны. Одним из наиболее часто встречающихся средств выражения явля-

ется стирание самих себя (стертый референтный индекс) из речи и заполне-

ние "пустот" номинализациями.

Такие фразы, как "статистика показывает", "изречение данного вопроса

показало", "ситуация требует" или "в настоящих условиях" сочетаются с

невероятно обильным набором юридического жаргона. Это типично для диск-

рета.

НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ГЛАГОЛЫ

Все глаголы являются неспецифическими в том смысле, что они только

символизируют опыт или процесс, но они не являются опытом или процессом.

Однако для наших целей устанавливаются степени специфичности внутри

группы слов, которые мы называем глаголами. Например, сказать, что некто

"прикасался" ко мне, будет более обобщенно, чем сказать, что некто "лас-

кал" меня. Оба глагола подразумевают контакт с человеком, однако глагол

"ласкал" более специфичный в отношении контакта, о котором идет речь.

Другой пример использования неспецифических глаголов дается в следующей

сцене.

Когда я подошел к молодой женщине, сидящей на скамейке, она вытерла

слезы и спросила: "Почему мой муж всегда причиняет мне боль?".

Это хороший пример частого использования неспецифического глагола

"причинять боль, вредить". Снова мы стоим перед выбором между "входом

внутрь" и созданием отсутствующей информации, или мы можем просто спро-

сить о ней. Возможность создать неправильную репрезентацию ситуации го-

раздо менее вероятен, когда мы запрашиваем информацию. Если бы мы поста-

рались как-то "построить" недостающий материал, то могли бы решить, нап-

ример, что молодая женщина была избита мужем. -105Или мы могли бы поду-

мать, что он плохо относился к ней, и она говорит об эмоциональной "бо-

ли". Но так или иначе, мы точно не будем знать пока не спросим.

Следующая иллюстрация дает пример возможных неприятных воздействий

таких неспецифических паттернов. В этом случае, неспецифическим глаголом

является "показывать" (рис. 35).

Рис. 35. Неспецифический глагол

Другими примерами этого нарушения и соответствующих реакций являются:

Пациент: "Я чувствую себя плохо".

Ответ (реакция); "Отчего вы чувствуете себя плохо?".

Пациент: "Она прямо давит на меня".-106-

Ответ (реакция): "Каким образом она давит на вас?".

Пациент: "Он мог бы продемонстрировать некоторую озабоченность".

Ответ (реакция): "Каким образом вы бы хотели, чтобы он продемонстри-

ровал озабоченность?".

Иногда реакция пациента на ваш запрос выдать больше информации укажет

на правила в пределах его модели мира (см. "Индивидуальные ограничения",

Глава I). В последнем, вышеприведенном примере, пациент мог бы ответить

на вопрос "Каким образом вы бы хотели, чтобы он продемонстрировал озабо-

ченность?" такой фразой: "Он мог бы ответить гораздо быстрее". Это пра-

вило "демонстрация озабоченности - отвечать быстро" может быть особенно

важно в понимании коммуникативного процесса этого человека в определен-

ных ситуациях. Нарушение мета-модели (неспецифические глаголы) типично в

основном для кинестетиков. Они знают, что они имеют в виду, используя

предикаты, такие как "вредить", "чувствовать хорошо/плохо", "глубоко

тронут", "запутанный" и т. д. Они также стремятся предположить, что и

каждый другой знает, что