Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик

NLP Магия Нейролигвистического программирования бе

случается со мной".

Ответ: (реакция) "Интересно, можете ли вы вспомнить, по крайней мере,

один раз, когда что-то особенное случилось с вами?".

Облегчение процесса

Юмор может занимать важное место а лечебной обстановке. Когда клиент

приходит и находится под влиянием стресса и боли, то серьезность ситуа-

ции может иногда охватить весь сеанс. Однако юмор является важной частью

нашего опыта, и когда мы можем смеяться над собой, то бывает проще восп-

ринимать и изменять наши неудачи и просчеты. Врач, который может ис-

пользовать юмор, чтобы облегчить процесс изменения и обнаружения ошибок,

сможет также использовать свой талант для быстрого получения и поддержа-

ния позитивного раппорта с пациентом. -114-

Одним из интересных и полезных аспектов универсальных кванторов явля-

ется то, это ..дам часто имеют встроенные, лечебные двойные связки. Они

могут быть использованы, чтобы помочь говорящему быстро расширять пред-

полагаемый предел. Вот примеры этого:

Если клиент говорит: "Хотя я хочу, я никогда не буду ее уважать; я

всегда получаю от нее то, что я хочу", то врач отвечает: "У меня есть

для вас домашнее задание. В течение следующей недели мне хотелось бы,

чтобы вы попросили ее дать вам только то, за что вы могли бы ее ува-

жать".

Если клиент входит и говорит: "Вы запасть я никогда не могу выучить

ничего надето во время лечебного сеанса", то консультант отвечает: "Ну

хорошо, вашим заданием на сегодня будет выучить одну вещь вполне опреде-

ленно, а именно то, что вы не можете ничему научиться на этом сеансе".

Изменения значений

Этот раздел, заканчивающий описание мета - модели, имеет дело с логи-

ческими значениями (семантикой) слов в SS человека. Все приведенные да-

лее нарушения мета-модели имеют общую черту незавершенности иди логичес-

кой невозможности. Слова и фразы в этой категории составляют некоторые

из наиболее спорных и полезных мест, откуда можно отправиться в путе-

шествие для последования и расширения модели мира говорящего.

Чтение мыслей. Эта концепция Предполагаете что человек может знать,

что другие люди чувствуют или думают (что представляет собой их внутрен-

ний опыт) без того, чтобы проверить эти знания вместе с ними. -115-

Рис. 40

Эти тайные предположения относительно внутреннего состояния другого

могут вызвать много боли и взаимного недопонимания (рис. 40). Как вы ви-

дите на этом примере, чтение мыслей может не дать человеку достичь лич-

ных целей. Это тот случай, когда фраза "Если бы только она действительно

знала, что он чувствует..." имеет смысл!

Когда кто-либо делает заявление, которое подразумевает знание внут-

реннего эмоционального состояния или мыслей другого человека, то имеются

два вида реакции мета-модели, которые можно использовать. Одну из таких

реакций (ответов) можно применить в присутствии человека, о котором было

сделано это высказывание. Просто попросите того, кто читает мысли, про-

верить свое заявление вместе с тем человеком. В этом случае другой -116-

человек может помочь говорящему более точно настроиться на его мысли или

чувства. Постоянно настаивая на том, чтобы пациенты постоянно сверяли

свои высказывания, касающиеся чтения мыслей, с людьми, о которых идет

речь, вы создаете хорошую предпосылку для более тонного вовлечения их в

процесс общения.

Есть и другая реакция (ответ) мета-модели. Надо просто спросить гово-

рящего: "Как вы это узнали?". Очень часто его ответ даст вам большое ко-

личество информации о том, как он ощущает мир вокруг себя. Вы можете

также получить указания о личностных правилах (см. Главу II), которые

использует пациент при построении и сохранении своей модели реальности.

Как показывает вышеприведенная иллюстрация, если бы женщину спросили,

как она "узнала", что мужчина "даже не интересуется", то ее ответ мог бы

быть: "Ну, он, как мне кажется, никогда не смотрит прямо на меня, когда

разговаривает. И, как мне кажется, он даже не замечает, когда на мне на-

дето что-либо красивое". Получив такую информацию, вы теперь знаете, что

для нее "заинтересованность" означает, когда при разговоре смотрят прямо

на нее и комментируют то, что на ней надето. Эта информация может быть

особенно важной в семейном окружении или при других тесных отношениях.

Ниже приведенный отрывок из сеанса семейной терапии дает пример