Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик

NLP Магия Нейролигвистического программирования бе

для него.

Здесь приводятся только несколько способов использования этой инфор-

мации. По мере изучения и испытания едва уловимых паттернов общения,

описанных в этой книге, вы сможете изобретать все больше и больше спосо-

бов применения их в самых разных ситуациях.

Полная таблица всех поведенческих характеристик, связанных с каждой

категорией общения, дается в Приложении В. -80-

Глава III

МЕТА-МОДЕЛЬ

Если он, действительно, мудрый (учитель),

то он не приглашает вас войти в ром его

мудрости, а приводит вас к порогу вашего

собственного разума.

Кахлил Ажибран

"Пророк"

ЛОГИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА

Символическая репрезентация

Логическая система, язык, является символической репрезентацией опы-

та. Это единственная система, которая может представлять все другие реп-

резентативные системы, а также представлять себя. Она не связана непос-

редственно ни с каким сенсорным органом и является настолько уникальной,

что заслуживает особого внимания. Историческая важность этой системы об-

суждается Самуэльсами в их книге "Видение с помощью глаза разума". Они

пишут: "С развитием языка и системы письма для его записи, рациональная

мысль начала доминировать. Слова стали выполнять функции ярлыков, позво-

ляя человеку отделить себя от его опыта и проанализировать его..."

Такой мощный инструмент эта логическая система! Так же как и в случае

с другими системами, она является не только индикатором того, как чело-

век создает свою модель мира, но также расширяет или ограничивает восп-

риятие. Обсуждение социальных ограничений (Глава 1) показывает, как наша

способность называть что-либо влияет на то, как -81- мы воспринимаем

это. Вспомните пример с эскимосами. Их умение называть более семидесяти

различных видов снега является очень важным для их выживания в самом су-

ровом северном климате. Только с помощью их специфического лингвистичес-

кого фона возможно воспринимать изменения качество снега, указанные в их

словаре.

То, что встроено в кодирующий элемент наших лингвистических процес-

сов, может быть названо "перцептуальным усилителем". Как только лингвис-

тический символ был закреплен за специфическим опытом, он становится

дискретным, манипулируемым элементом, который отделен от окружающей сре-

ды или опыта. Громадное воздействие языка обсуждается главным специалис-

том по семантике Дж. Самуэлем Бойсом в его книге "Искусство осознания".

Он пишет: "Мы видим мир через отверстие фильтра, сделанного человеком.

Мы проектируем на мир феноменов те отношения, которые мы научились наб-

людать среди частей речи; мы интерпретируем то, что происходит языком

логики эффекта причинности, который заложен в нашей грамматике".

АНАЛОГОВЫЙ / ЦИФРОВОЙ: КОМПЬЮТЕРНАЯ МЕТАФОРА

Существуют два типа компьютеров, обычно используемых в настоящее вре-

мя. Цифровой компьютер, такой, например, как калькулятор, работает путем

преобразования как команд, так и данных в числа (символы). Эти произ-

вольно выбранные символы дают возможность свободно манипулировать инфор-

мацией. Цифровые компьютеры часто приравниваются к логическим функциям и

могут демонстрировать такие отношения, как "если.., тогда" и простое от-

рицание "нет".

Аналоговый компьютер работает на программе, посредством которой он

вводит информацию и получает результаты. Это позволяет ему работать с

динамически меняющимися величинами, такими -82- как интенсивность, мас-

са, частота и др. Начиная с уровня логарифмической линейки и достигая

уровня сложной системы наведения ракеты, ключом для работы аналогового

компьютера являются его манипуляции аналогами данных. Эти аналоги осно-

ваны на сходстве между данными и их репрезентациями.

В "человеческом компьютере" обе системы работают совместно. Различия,

однако, тоже очень важны. Ключом к логическому выражению (языку) являет-

ся произвольное присвоение предметам или процессам слов-символов. Не су-

ществует жесткой связи между названием и тем, что называют. Наоборот,

аналог, по определению, означает что-то, подобное чему-то другому. Поэ-

тому мы можем ожидать, что аналоговый "язык" или общение будут тесно

связаны с тем, о чем идет речь.

Например, если мы слышим слово "кушать" на незнакомом языке, мы ско-

рее всего не поймем его. Это просто произвольно назначенный (логический)

символ для обычного