Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик

NLP Магия Нейролигвистического программирования бе

"Я могу сказать, что она меня не любит".

Ответ: (реакция) "Как вы можете говорить, что она вас не любит?".

Пациент: "Ему надо было бы знать это лучше".

Ответ:(реакция) "Каким образом он должен был узнать, что не надо это

делать?".

Пациент: "Если бы она действительно заботилась обо мне, то ей не надо

было бы спрашивать, что мне надо".

Ответ: (реакция) "Если она не спросит, то как бы она узнала наверня-

ка, что вам нужно?".

Паттерн чтения мыслей часто связан с визуалами. Он может проявиться в

обвинении "Я знаю, что ты думаешь!" или более непосредственно "Тебе сле-

довало бы знать это лучше!". Такая лингвистическая форма подразумевает

необходимость для пациента контролировать окружение посредством всезнаю-

щего "знаю" и часто использовать слова: "Я не должен был говорить тебе".

-120-

Причина и следствие. Это наиболее широко распространенное, вызывающее

боль нарушение мета-модели. Существует уверенность, что действие, такое

как вербальное или мимическое выражение, может вызвать у другого челове-

ка определенную эмоцию или "внутреннее состояние". Человек, которому на-

до реагировать (отвечать), верит, что у него нет выбора для ответа. Нап-

ример, высказывание типа "Вы сводите меня с ума". Пациент хочет снять с

себя ответственность за создание своего собственного эмоционального сос-

тояния. Построение ложном причинно-следственной связи становится очевид-

ной, когда некоторые действия одного человека приводят к совершенно об-

ратным реакциям других, как показано на рис. 42.

Существуют два способа, с помощью которых системы причины и следствия

могут принести боль или несчастье. Первый: вера в то, что кто-то еще мо-

жет создать в вас эмоциональное состояние, подразумевает, что вы не мо-

жете контролировать свои собственные чувства или мысли. Без такого конт-

роля вы не только не можете изменить ваш внутренний опыт, чтобы чувство-

вать себя лучше и спокойнее, но вы становитесь зависимыми от других,

чтобы создать "хорошие" ощущения внутри вас.

Второй: так как вы верите, что вы можете заставлять другого человека

испытывать приятные эмоции, то отсюда следует, что вы так же можете зас-

тавлять его переживать боль и грусть. С такой "силой" приходит чувство

ответственности, и вы становитесь причиной. Когда вы "делаете" кого-либо

мрачным, тогда вы чувствуете себя виноватым и часто хотите знать, могу

ли я что-нибудь "сделать", чтобы они "чувствовали себя лучше". С такой

системой верований вполне возможно наказать себя тем, что вы совершенно

не можете управлять, так как вы не можете вызывать или создавать другой

исход. Последствия такого паттерна показаны ниже. Человек оказывается в

затруднительном положении в результате системы причины и следствия, в

которую он верит. Выявление таких квази-каузальных связей часто может

помочь человеку расширить свой выбор. -121-

Рис. 42

Однажды, когда я работал преподавателем от семинаре по мета-модели

мне стала задавать вопросы молодая женщина, которая твердо верила, что

чувства и эмоции клиента находятся э значительной степени в руках врача.

Она выразила свою веру и то, что "врач" лесет ответственность за хорошее

самочувствие клиента. Хотя я и согласился, что "безответственное поведе-

ние" со стороны любого, кто помогает людям, является неэтичным, я про-

далжал настаивать, что один человек не может "зять ответственность и

быть причиной для эмоций другого (рис. 43). Вот выписка из этого семина-

ра, которая дает возможную реакцию .(ответ) на эту систему причины и

следствия, в которую верят. -122-

Рис. 43

Б. Л.:. "Итак, вы говорите, что неправильно ходить вокруг и нажимать

кнопки других людей".

Женщина: "Только, если это заставляют их чувствовать себя плохо. У

вас есть обязательство, особенно перед клиентами, говорить таким обра-

зом, чтобы заставить их чувствовать себя лучше".

Б. Л.:. "Вы имеете в виду, что важно нажимать кнопки хорошего настро-

ения?".

Женщина: "Да, совершенно верно. Как врач вы. можете выборочно нажи-

мать кнопки, которые заставляют клиента чувствовать себя лучше".

Б. Л.: "То что вы говорите означает, что если вы мой клиент, то мне

можно нажимать ваши кнопки. Пожалуйста, скажите мне быстро, где