Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик

NLP Магия Нейролигвистического программирования бе

Гриндера (10), я создал модель четырех основных категорий общения. Это

модель организована вокруг четырех предпочитаемых репрезентативных сис-

тем. Это визуальная система, -61- кинестетическая система, аудиальная

система и логическая система.

Имеется эффективная стенографическая запись, которая будет использо-

вана и дальше в этой книге, чтобы идентифицировать каждую из категорий

общения. Так как в модель включены четыре репрезентативные системы...

будут использоваться следующие названия (термины). Человек, демонстриру-

ющий характер, связанный с визуальной категорией общения, будет назы-

ваться "визуал". Тот, кто действует в пределах кинестетической мо-

дальности, будет называться "кинестетик". Тот, кто придерживается пове-

дения, связанного с аудиальной системой, будет называться "аудиал", а

человек, работающий, как логическая система, будет называться "дискрет".

Эти названия могут использоваться двумя способами. Один способ - это

описать индивида, который постоянно представляет опыт с одной системой

чаще, чем с другими. Другой путь это описать, как индивид представляет

свой опыт в определенной ситуации. В этом случае название идентифицирует

доминантный вид поведения в этой определенной ситуации. Рассматривая ил-

люстрацию на стр.56, например, мы могли бы сказать, что мужчина - это

"кинестетик", а женщина - это "визуал".

Структура модели категорий общения

Этот перечень представляет собой специфические области поведения, ох-

ватываемые моделью категорий общения. Эти виды поведения различны для

каждой из четырех систем и описываются подробно в тексте. Полная таблица

11 со специфическими видами поведения, записанными как системы "визуал",

"кинестетик", "аудиал" и "дискрет", дана в приложении В.

1. Предикаты, которые предполагают репрезентативную систему (предпо-

читаемая система).

2. Поза.

3. Тип тела и движения.-62-

4. Губы.

5. Паттерны дыхания.

6. Тональность, скорость и темп речи.

7. Взгляд по отношению к другим.

8. Правила, как смотреть во время слушания.

9. Категории Сатир.

10. Нарушения мета-модели: лингвистические идиосинкразии.

11. Неправильно образованные значения мета-модели.

12. Ключи доступа.

Очень важно всегда помнить при чтении этой книги о предупреждении,

сделанном выше. Эта модель, а также название, связанные с ней, являются

только обобщениями о людях. Они стирают большую часть информации; это

только часть того, как они предполагают функционировать. Они могут об-

легчить для нас восприятие, понимание и предсказание поведения. Однако,

как уже было сказано в популярном тексте по психологии: "Названия, пред-

назначенные быть только описательными, могут также рассматриваться как

объяснения проблемы(12)". Примеры, приведенные в последующих разделах,

предназначены для упрощения задачи обнаружения поведенческих паттернов.

Однако помните, что всегда лучше использовать ваши собственные наблюде-

ния, когда модель не подходит.

ЯЗЫК ПОЗЫ И ТЕЛА

Хотя наследственность играет важную роль в создании физической внеш-

ности каждого из нас, психологи уже давно установили взаимозависимость

между личностью (нашей моделью мира) и физическими характеристиками(13).

Так как эти физические качества выражаются внешне, они являются коммуни-

кативными сигналами, которые могут быть полезными инструментами в про-

цессе демистификации общения. -63-

"Визуал"

"Госпожа Маккалвари была моей учительницей в третьем классе. Я помню

ее хорошо, может быть, даже с теплотой. Она была такая высокая и тощая,

так что мы называли ее страусом, хотя, возможно, что такое название она

заслужила и от того, что носила иногда яркий "наряд". Казалось, она

смотрела всегда свысока на каждого, а также постоянно издавала скрипучие

звуки, когда говорила с вами".

Это описание выдуманной госпожи Маккалвари является хорошим примером

некоторых свойств, часто проявляемых "визуалами". Обычно типичный "визу-

ал" тонкий, хотя вам может повстречаться очень толстый или тучный "визу-

ал".

Рис. 22

Они обычно стоят прямо, с прямыми плечами или спиной. Люди - "визуа-

лы" держат шею прямо в соответствии с телом. Когда они идут, кажется,

что их "ведет подбородок", а их движения можно характеризовать,