Данченко Владимир

Принципиальные вопросы общей теории чакр

подход бездуховен - он не способен предоставить человеку никаких новых теоретических перспектив дальнейшего роста; энергетическая же трактовка старых перспектив лишь затуманивает последние, отвлекая человека от главного, приглашая его задуматься не о цели и смысле своего существования, а о работе с энергиями. Теоретическая интерпретация системы Чакр в качестве энергетических центров, проводящих якобы некие высшие и низшие энергии, воплощает в себе все отрицательные черты энергетического подхода. Ввиду большой популярности этой сомнительной теории, а также несомненной порочности вытекающих из нее методологических выводов, мы остановимся на теме центров и работы с ними несколько более подробно.

4.4.1. Прежде всего, - что значит работать с центрами? Рассматривая центры как функциональные психофизические сегменты человека,* осуществляющие основные формы его взаимодействия с миром, мы определяем работу с центрами как РАБОТУ С ФУНКЦИЯМИ центров, то есть как проработку основных сфер наших реальных и идеальных отношений с миром, а именно: * Подробнее об этом см.: ?20. Принципиальные вопросы общей теории Чакр и тантрическая концепция тела. Предлагаемая ниже детализация носит предварительный характер и не отражает всего спектра функций системы центров.

1) ОТНОШЕНИЙ ВЫЖИВАНИЯ (ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ), связанных с фундаментальным фактом включенности человека в структуру объективных связей природно-социального мира с втекающей отсюда необходимостью следовать законам этих связей, - сферы ориентационных отношений моего места в мире, в том числе отношений подчинения и господства;

2) ОТНОШЕНИЙ ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЯ (ПАРТНЕРСТВА), обусловленных фундаментальным фактом дуальности любых форм взаимодействия, фундаментальной поляризацией универсума, способом существования которого служит взаимодействие составляющих его элементов, - сферы отношений коммуникации, диалога человека с миром, в том числе отношений между полами;

3) ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫХ (ДЕЛОВЫХ) ОТНОШЕНИЙ, связанных негэнтропийным (упорядочивающим) характером взаимодействия человека с миром, - сферы рекомбинаторных отношений с миром в процессе его преобразования, в том числе производственных отношений;

4) ОТНОШЕНИЙ ТОЖДЕСТВА (ЛЮБВИ И СОСТРАДАНИЯ), обусловленных фундаментальным фактом субстанционального единства человека и мира;

5) ФОРМООБРАЗУЮЩИХ (ТВОРЧЕСКИХ) ОТНОШЕНИЙ, обусловленных прогрессивным, развивающимся характером вечно живых отношений человека с миром;

6) ОТНОШЕНИЙ НАУЧЕНИЯ (ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ), связанных с усвоением и использованием личного опыта отношений человека с миром;

7) ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ или ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ, обусловленных историческим процессом обобществления опыта отношений человека с миром;

4.4.2. Пространственная организация системы центров отражает историю ее становления, низшие центры осуществляют эволюционно более древние отношения с миром. Так, уже простейшие ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ пребывают со средой в отношениях выживания; в РАСТИТЕЛЬНОМ царстве расцветают отношения взаимодополнения (половое размножение и великий цикл фотосинтез-дыхание), а операциональные отношения достигают своего совершенства в жестко автоматизированном царстве ЧЛЕНИСТОНОГИХ. В царстве ПОЗВОНОЧНЫХ актуализируются отношения видового тождества (ворон ворону глаз не выклюет) и творческие отношения, связанные с развитием пластичности приспособительного поведения. Отношения научения, играющего огромную роль в организации жизнедеятельности МЛЕКОПИТАЮЩИХ, приобретают решающее значение на этапе АНТРОПОГЕНЕЗА; идеологические же отношения с миром присущи лишь ЧЕЛОВЕКУ. На каждом из последующих этапов развития системы центров предшествующие формы отношений включаются в структуру с более высоким уровнем организации и видоизменяются согласно законам ее функционирования, - в частности, благодаря отражению в них новых отношений, утрачивают свою однозначность и становятся более многообразными. Человек пребывает во всех перечисленных отношениях с миром ОДНОВРЕМЕННО.

4.4.3. В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками процесса становления восьмого центра, посредством которого человек входит в отношения со своими отношениями с миром. Шри Ауробиндо называет этот центр супраментальным; можно назвать его также КООРДИНАЦИОННЫМ ЦЕНТРОМ или центром МЕТАОТНОШЕНИЙ. Формирование координационного центра системы завершает очерченный выше этап эволюции и создает предпосылки для качественно нового ее этапа, который в большинстве учений о духовном развитии традиционно ассоциируется с возникновением нового