Данченко Владимир

Принципиальные вопросы общей теории чакр

правомерно ли отождествлять Атман человека, его субстанциональную основу, с единичным геоном, своеобразным квантом субстанции? - Нет, поскольку человек, будучи предметным существом, существует во времени, занимая при этом определенное пространство, и состоит, следовательно, из множества геонов, квантов пространства-времени. В противном случае пришлось бы признать, что человек состоит из множества Атманов. Атман и геон попросту несоотносимы по той причине, что Атман - это отвлеченное понятие, философская категория, а геон - конкретный физический объект.

Точно так же и поток сознания, если на то пошло, состоит из множества квантов сознания. Между тем автор под квантом сознания подразумевает некое зерно индивида, которое затем, по причинам более чем загадочным, начинает обрастать снежным комом оболочек иллюзий, и превращаться в конце концов в человека, подобного нам с вами. Но утверждать, что в основе индивидуума, обладающего сознанием, лежит один-единственный квант сознания, все равно что утверждать, будто в основе пространственно-временного континуума лежит один пространственно-временной квант; чтобы не остаться голой фразой, подобная концепция должна быть развернута. Автор, однако, не поясняет, как гипотетический фундаментальный квант сознания соотносится с эмпирическим потоком последнего. Разумеется, сделать это довольно сложно. Буддисты, например, квантируя поток сознания, и отождествляя его кванты (дхармы) с квантами субстанции, отрицали наличие Атмана, фундаментального кванта.

Замечу также, что приведенная в первой главе структурная схема индивидуума подозрительно напоминает неоплатоническую схему эманации единого, модифицированную Алисой Бейли: У Бейли: ЕДИНОЕ - МОНАДА - ДУША - ЛИЧНОСТЬ - ТЕЛО У автора: СОЗНАНИЕ - САМОСОЗНАНИЕ - ПСИХИКА - ЛИЧНОСТЬ - ТЕЛО Но если схема Алисы Бейли, не претендовавшей на материалистический подход, обладает внутренней логикой, то в авторской схеме отсутствует и логика. Потому что, вопреки бытующему среди самодеятельных йогов мнению, от перемены слов кое-что, все-таки, меняется: меняется содержание текста.

II Стр. 25. Идеалистическая подмена: автор рассматривает различные формы отражения в природе как формы сознания; с материалистической точки зрения, напротив, сознание представляет собой высшую из известных нам форм отражения.

Далее он пытается скормить читателям следующую логическую кашу: пространство-время=существование в пространстве-времени -> время=существование; поскольку же сознание=существование -> время=сознание. Перемешав философские категории и физические величины, автор извлекает из этой кучи следующий тезис: время генерируется сознанием (стр. 23). Как видно, новому материализму не обойтись и без новой логики.

III Вызывает сомнение необходимость повторных разъяснений, что такое сфера Шварцшильда и т.п. (см. стр. 15 и далее, 30 и далее, 40 и далее), а также обсуждения половых вопросов сингулярности (стр. 34-35). Пять влагалищ на полстраницы текста - это дурной тантризм.

IV Стр. 54. Автор утверждает, что самосознающему Я соответствует микро-ЧД Хокинга, и что не всякий геон становится микро-ЧД; причем если геон в авторской интерпретации соотносится с Атманом, то микро-ЧД - с Пурушей (стр. 55).

Любому человеку, сколько-нибудь серьезно изучавшему индийскую философию, ясно, что становление Атмана Пурушей представляет собой не более чем непереводимую игру слов. Не более содержательна и связь между микро-ЧД и самосознанием; для автора, надо полагать, эта связь очевидна. Для него очевидно также, что гравитация соответствует либидо, кипение пространства - беспричинной радости бытия и многое другое (см. стр. 55). Ну, а тех, кому все это не очевидно, надо полагать, могила исправит.

Свои лихие аналогии автор подкрепляет ссылкой на восточную мудрость. Он говорит, что кажущееся... очевидным различие между внутренней психологической реальностью субъекта и внешней, объективной реальностью, согласно Йоге, является иллюзорным (там же). Но это не так. Согласно Йоге различается пять оболочек иллюзии (а не только очевидные внешний и внутренний мир), объекты которых обладают качественной спецификой. Причем оболочки эти иллюзорны лишь в том смысле, что скрывают от человека его подлинное Я, Атман и т.п.; различия же между ними не кажущиеся, а действительные. Между оболочками существуют неявные причинные связи, но задача исследователя как раз и состоит в том, чтобы раскрыть их.

Стр. 59-64. Все эти рассуждения о внутренней женщине, срединном пути и т.п. имеют весьма неопределенное отношение